Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
07:13 

Счастливые семьи

Клятый_Вомпэр
Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Зачел тут книгу Фэнни Флэгг "Добро пожаловать домой, Малышка!", от которой, согласно рекомендации, мне должно было стать тепло и уютно. Но тепло и уютно мне почему-то не стало. Вообще у меня к ней много претензий, начиная с того, что иногда она напоминала мне Айн Рэнд, объевшуюся сахара, но чтение натолкнуло на интересные размышления на тему того, что я понимаю под счастливой семьей.
Ни одна из описанных у Флэгг счастливых семей не кажется мне счастливой. Я в них не верю. О них сказано очень много, но очень мало того, что говорило бы о том, что в них хорошо и уютно. И я даже вполне могу предположить, что это просто мой личный опыт мешает мне там увидеть счастье.
Например, у Роулинг семейство Уизли описано как далеко не идеальное. Я сомневаюсь, что я хотел бы себе такую мать, такого отца и такую семью в целом. Но мне эта семья кажется счастливой. Я даже больше скажу - мне семейство Малфоев кажется в целом счастливым. В других ее книгах, нацеленных на взрослую аудиторию, большинство семей - несчастливые, но те, что счастливые - меня по-настоящему трогают. Я в них верю. И я верю в те счастливые моменты, которые она описывает.
Еще круче это у другой моей любимицы - Кейт Аткинсон. Она замечательно выписывает всякие ужасы, так по-бытовому, простенько - смерть ребенка, изнасилование, бомбежку, но где-то в промежутках между всем этим есть любовь, привязанность и понимание.
Наверное, разница тут в том, что и у Роулинг, и у Аткинсон семья - это сообщество неидеальных личностей. Они колючие, неудобные, иногда мешают друг другу, иногда очень несправедливо поступают друг с другом, но есть что-то, что держит их вместе, и это что-то больше, чем все их недостатки. Это что-то собирает их вместе в определенные моменты их жизни, это что-то обеспечивает их приятными воспоминаниями, которые могут, например, скрасить страшную и одинокую смерть.
У Флэгг счастливая семья - это сообщество, в которое вступают только положительные во всех отношениях личности. Все, кто не дотягивает, лишены этой привилегии. Дамы, которые успевают все и никогда не страдают от депрессии. Любящие и понимающие все и всегда кавалеры. Уютные бабушки, у которых не бывает маразма. Дедушки, которые делятся своей мудростью и не ворчат. Пока ты не станешь таким - уютным и теплым, никакой тебе семьи.
Наверное, я просто не вижу особого смысла в таком тепле и таком уюте.

URL
Комментарии
2017-08-22 в 08:52 

Luchiana
kaze no machi he tsureteitte
Интересная мысль. Я ни Флэгг, ни Аткинсон не читала, но склонна согласиться. Описать счастливую семью, сплошь состоящую из счастливых и удобных людей, это, конечно, славно, но это где-то в параллельной идеальной реальности. А вот когда один ворчит, другой злобно троллит, третий на нервы действует и вообще все скопом бесят, но чуть что - именно к ним первым ты бежишь разделить радость или горе, в это и поверить можно, и пример перед глазами найти, и вообще идеальные идеалы с некоторых пор ничего, кроме недоумения, у меня не вызывают.
Почему-то пришло в голову, что книжки вроде описанной, это не что иное как тот самый пресловутый эскапизм, в самом чистом виде, мол, тут все колючие и неправильные, а создам-ка я мир, где всё будет правильно, читай: по-моему.

2017-08-22 в 10:08 

Миранда Элга
Два кармана стрижей с маяка\...- Четыре месяца я не снимал штаны. Просто повода не было.
А почему бы не придумать такую семью, где никто тебя ничем не обидит?) Вроде бы, это мечта каждого ребенка. Например, чтобы сестра не доставала, бабушка пекла пирожки, мама всегда любила и не ругала, а папа играл с тобой в бадминтон.
Сказка так сказка!
И никто не говорит, что тех, кто не мимими, туда не пускают. Скажи "друг" и войди. А кто слушал, молодец.

Должны же иногда писать что-то отличное от "бьет (в том числе, эмоционально) - значит, любит". Ведь если большинство наших любимых книжек слегка рассмотреть, получится что-то вроде "нас того, а мы крепчаем". Но ведь в реале никто не хочет таким образом крепчать.
Жаль, конечно, что создать уютное теплое место не всегда получается, потому что многие просто приходят домой с работы и падают в обморок. Давайте хоть помечтаем.

(Еще хочется, чтобы что-то научило не бегать за сочувствием и не доверять самые сокровенные мечты тем, кто будет потом всю жизнь тебя за это бесить и злобно троллить, и выбирать тех, кто будет это доверие принимать нормально. Крапивин, например, с этим нормально справлялся и почему-то еще Андерсен)

2017-08-22 в 10:38 

Т@ра@кашечка
Отличное начало, кажется, пора заканчивать...(с)
Как интересно. Не читала Флэгг, но если верить твоим словам "Пока ты не станешь таким - уютным и теплым, никакой тебе семьи. Наверное, я просто не вижу особого смысла в таком тепле и таком уюте.", то проблема даже не в том, есть ли смысл или нет. А в том, что людям, вообще-то, где-то надо научиться быть уютными и теплыми, с кем-то сначала пожить вместе, чтобы такими стать. Т.е. это действительно странная позиция: пока не станешь хорошим, не будешь жить в семье. А как хорошим-то стать без семьи? Это уже какая-то сферическая лошадь в вакууме будет, а не хороший и теплый человек)

2017-08-22 в 11:52 

Darian Kern Rannasy
С вами говорит автоответчик...
Для меня счастливая семья это в первую очередь место взаимного доверия.

2017-08-22 в 12:02 

Клятый_Вомпэр
Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Luchiana, Описать счастливую семью, сплошь состоящую из счастливых и удобных людей, это, конечно, славно, но это где-то в параллельной идеальной реальности. я не знаю, может, такие и есть. Наверное, если у тебя совсем-совсем нет никаких проблем, травм и так далее, ты целиком и полностью вписываешься в ту роль, которая для тебя отведена в идеальной семье, то все может и сложиться. Но я просто предпочитаю такие семьи, где вписаться может не только идеальный человек.
Миранда Элга, да пожалуйста, я думаю, что огромное количество людей что-то в этом находит. Хотя своей дочке я, наверное, эту книжку рекомендовать не буду. По-моему, это потенциально токсичный эскапизм. Ну, то есть, если ты понимаешь, что реальные люди не стопроцентно хорошие и не стопроцентно плохие, а где-то так, посередке, и семьи они, как правило, создают такие же - серединные, то все ок, можно и подрочить помечтать о семье, где все всегда идеально и никто не болеет, не сердится и не ворчит, но если человек принимает все это за образец для подражания и пытается потом построить свою жизнь по этому образцу - мне кажется, ничего хорошего не выйдет.
Т@ра@кашечка, ну там так получается, что все счастливые семьи при ближайшем рассмотрении состоят из людей глубоко благополучных. А неблагополучные люди в результате плохо кончают в полном одиночестве. Даже главной героине сначала пришлось стать благополучной, а потом уже по-настоящему войти в семью. И вроде как их не отталкивают, нет, но им в этом уюте нет места. И вот это напрягает. Это какой-то семейный расизм - или ты правильный, героический, просветленный, все об этом мире понимаешь и не имеешь никаких отклонений, либо ты с нами не будешь. Тогда о чем это все?

URL
2017-08-22 в 12:05 

Клятый_Вомпэр
Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Darian Kern Rannasy, вот именно. А какое взаимное доверие может быть, если в семье по сути нужны не люди, а функции? Идеальная жена, идеальный муж, идеальные дети, идеальные родители. И эти функции прописаны до мелочей - столько-то рецептов в голове, такая-то зарплата, зарабатывать на том-то, в саду столько-то цветочков и непременная волонтерская деятельность.

URL
2017-08-22 в 12:48 

Shirley Woodruff
Teacher: are there any classes you are struggling with? Me: the bourgeois. Teacher: what ? Karl Marx: nice
Клятый_Вомпэр, Флэгг я не читала, но с рассуждениями согласна. И про Уизли и Малфоев тоже =)
Меня в этом контексте счастливых и правильных и несчастных и неправильных семей немного раздражает довольно популярный сейчас тренд про токсичных родителей. Я ни в коем случае не отрицаю того, что семьи бывают ужасные и что родственники могут причинить ребёнку огромную травму, но, блин, некоторые статьи почитаешь - так любая семья, любые родители становятся токсичными, если не проходят строгие критерии "семейного расизма". Ведь про любого человека, родственника, партнёра, друга иногда можно сказать, что Они колючие, неудобные, иногда мешают друг другу, иногда очень несправедливо поступают друг с другом, но есть что-то, что держит их вместе, и это что-то больше, чем все их недостатки. Никто не говорит, что нужно прощать всё и терпеть конфликты, но делать вывод о семейном фейле из-за того, что твоя семья недостаточно "уютная" - это очень деструктивно.

Кстати, можно вопрос про книгу? Там все счастливые семьи имеют определённый уровень дохода и социальное положение?

2017-08-22 в 13:30 

Luchiana
kaze no machi he tsureteitte
Миранда Элга,
Еще хочется, чтобы что-то научило не бегать за сочувствием и не доверять самые сокровенные мечты тем, кто будет потом всю жизнь тебя за это бесить и злобно троллить
Никак не могу уловить, к чему было сказано. Не просветите?..
Shirley Woodruff,
немного раздражает довольно популярный сейчас тренд про токсичных родителей
Есть такое, согласна. Но мне кажется, это просто такой качок маятника, связанный с бумом психологии и потока информации про всевозможные травмы. Со временем знание обкатается, обретёт свои бытовые, мифологические формы и успокоится.

2017-08-22 в 13:30 

Luchiana
kaze no machi he tsureteitte
Клятый_Вомпэр,
Но я просто предпочитаю такие семьи, где вписаться может не только идеальный человек.
И я:)

2017-08-22 в 14:05 

esterka
Я эту книгу не читала, но с рассуждениями согласна.
но если человек принимает все это за образец для подражания и пытается потом построить свою жизнь по этому образцу - мне кажется, ничего хорошего не выйдет. Вот тоже кажется так. Если планка задрана слишко высоко, так что все попытки дотянуться приводят лишь к пониманию того, что все это бесполезно, то зачем пытаться? Проще оставаться одному, потому что никто не идеален, чем пытаться строить отношения с неидеальными людьми.
А в семье главное - доверие и принятие. И как мне кажется, это относится не только к детям. Сейчас слишком большое давление на то, чтобы быть "идеальным родителем", а к чему это может привести? К огромному чувству вины и депрессии.

2017-08-22 в 14:46 

Клятый_Вомпэр
Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Shirley Woodruff, Флэгг я не читала, но с рассуждениями согласна. И про Уизли и Малфоев тоже =) я не сомневался :))
Меня в этом контексте счастливых и правильных и несчастных и неправильных семей немного раздражает довольно популярный сейчас тренд про токсичных родителей. у меня здесь есть одно мнение, которое я редко озвучиваю, дабы никого не обидеть, но чем дольше наблюдаю за людьми, тем больше убеждаюсь в своей правоте :( Просто я встречал довольно много людей, у которых все было хорошо до тех пор, пока они не столкнулись напрямую со взрослой жизнью, в которой от них очень много требуют и не готовы признавать их особенность и необыкновенность. И это реально очень больно, я подозреваю. Когда ты привык с младшей школы впахивать, для тебя не является открытием, что тебя не готовы признать специалистом, пока ты не продемонстрируешь свои навыки. Но когда тебе все всегда давалось легко и просто, а тут вдруг бац - и больше не дается, потому что старшая школа, университет, работа предполагают совсем другой уровень пахоты, а твои менее исключительные друзья и одноклассники чего-то добиваются, это очень сильно бьет по нервам. Кто-то с этим справляется, признает свое место во вселенной и учится добиваться своего через тяжелый труд. А кто-то не может. Травма есть, она мешает, человек ее чувствует, но признать, что он просто сам себя разочаровал, не может. И он начинает искать детские травмы. Тут всплывает и недостаток любви, и недостаток одобрения, и младенческие травмы, и "наверное что-то еще было, но я не помню". Причем человеку от этого лучше не становится - наоборот, он все сильнее сползает в депрессию, потому что рушатся отношения с родными, травма разрастается, и в итоге есть человеческая развалина одна штука и вместо одной травмы во взрослом возрасте куча придуманных травм, которые, как ни странно, тоже делают больно. Но это со стороны очень трудно понять, где там реальный кошмар в семье, а где вот такое старательно состряпанное. Поэтому даже если мне кажется, что слишком похоже на изобретение травмы заново, я в это никогда не лезу. Пусть сами разбираются со своей жизнью.
Там все счастливые семьи имеют определённый уровень дохода и социальное положение? ну так конечно же! Все или откровенно богатые, или очень обеспеченные, ни одной бедной семьи. Более того - там у всех идеальная родословная. Вроде бы вырисовывался интересный твист с мамой главной героини, но нет - все оказалось идеально и даже еще лучше. При этом все, кто выбился с нуля - редкостные мерзавцы. И стиля у них не хватает.

URL
2017-08-22 в 15:47 

Luchiana
kaze no machi he tsureteitte
Клятый_Вомпэр,
Все или откровенно богатые, или очень обеспеченные, ни одной бедной семьи. Более того - там у всех идеальная родословная.
С этого, в принципе, пост можно было начать и тут же закончить:-D Автор, очевидно, в своих представлениях об идеальной семье не идёт дальше образов из рекламных роликов.

2017-08-22 в 16:09 

Shirley Woodruff
Teacher: are there any classes you are struggling with? Me: the bourgeois. Teacher: what ? Karl Marx: nice
Клятый_Вомпэр, я соглашусь с твоим опасным мнением =)
И он начинает искать детские травмы. Тут всплывает и недостаток любви, и недостаток одобрения, и младенческие травмы, и "наверное что-то еще было, но я не помню". я через это проходила, причём даже не потому, что что-то не получалось, а просто из чувства противоречия, что ли. Ещё до бума на травмы. И поскольку на самом деле травмы мне по жизни наносили совершенно другие люди, а не семья, ничего из моих доморощенных попыток придумать себе разрушительное прошлое, не вышло. Хорошо ещё что я вовремя остановилась.

2017-08-22 в 17:34 

Кодзю Тацуки
Ждет нас приказ - возвратиться к Владыке Небес; нам он себя проявить на земле не дает...
Клятый_Вомпэр Просто я встречал довольно много людей, у которых все было хорошо до тех пор, пока они не столкнулись напрямую со взрослой жизнью, в которой от них очень много требуют и не готовы признавать их особенность и необыкновенность.

Именно что. Большая часть таких якобы травматиков - не недолюбленные, а ПЕРЕлюбленные дети из пробирки. Которые потом ударяются в эскапизм, потому что реальный мир смеет не соответствовать их высоким ожиданиям, и доходят до того, что всему неидеальному вообще лучше бы прекратиться с концами.
А для меня семья - это "сделай сам". С родительской может как угодно не свезти, но если есть хотя бы понимание ценности семьи - а у меня есть - есть и шанс все построить самому.
И еще семья начинается с "давай вместе". И кончается на "сделай для меня, потому что я лучше знаю, что тебе надо" (не путать с обязанностями, от которых не уйти - на путанице этих двух понятий семья кончается еще вернее).

2017-08-22 в 17:49 

[_Химера_]
They don't know what love is... And I know what love is!
Идеальная жена, идеальный муж, идеальные дети, идеальные родители. И эти функции прописаны до мелочей - столько-то рецептов в голове, такая-то зарплата, зарабатывать на том-то, в саду столько-то цветочков и непременная волонтерская деятельность.
Звучит прямо-таки жутенько! :horror2:
Клятый_Вомпэр, а что можете посоветовать у Кейт Аткинсон? С какой книги лучше начать?)

2017-08-22 в 18:02 

Миранда Элга
Два кармана стрижей с маяка\...- Четыре месяца я не снимал штаны. Просто повода не было.
Luchiana, по большей части всё-таки люди, которые тоскуют по идеальной семье, о ней не просто так мечтают -
люди часто вырастают там, где эта неидеальная постоянно находит повод пнуть.
Так что, имхо, мечтать полезно. Вы ещё упомянули , наверное, хорошую штуку - когда хочется идти за помощью туда, где кто-то в обычное время может и достать, но все равно идёшь туда. Но, если это происходит в книжке, а не с людьми, которых знаешь, "достать" незаметно превращается в признак хорошего человека, а это, мягко говоря, не совсем так)

Но люди вообще очень много пишут о том, что "это все идеально, так не надо" и "надо понимать". По ходу получается какое-то" вы неправильно мечтаете, убьетесь по дороге и все равно идеальными не станете".
Но мечтают же не за этим и книжки, собственно, не за этим пишут. Человек берет что-то из книжки, даже думает на эту тему, но странно было бы, если бы кто-то воспринимал это, как инструкцию в 10 томах.

Даже сказки, собственно, не руководство к действию, даже те, которые не нравятся.

2017-08-22 в 18:41 

Luchiana
kaze no machi he tsureteitte
Миранда Элга, мечтать безусловно полезно. И составить в голове некий образец, к которому стоит стремиться полезно. Проблема возникает, когда человек мечты и идеальные книжные/киношные/рекламные конструкты как раз как инструкцию и принимает. А потом обижается, что реальность - не как книжка. И тогда спасёт книжка или кино, где про неидеальное и про то, что с этим можно жить. Имхо, пользы больше в конечном счёте.

2017-08-22 в 19:24 

akova
И он начинает искать детские травмы. Тут всплывает и недостаток любви, и недостаток одобрения, и младенческие травмы, и "наверное что-то еще было, но я не помню".
Я верю в детские травмы, но вопрос, что с ними человек делает. Одно дело осознать эту травму для того, чтобы выйти из порочного круга, когда человек сам себе постоянно создает ситуацию повторяющую эту травму, а другое дело ныть об этом и оправдывать свое бездействие.

2017-08-22 в 21:45 

Apparent Midnight
Я где-то читал о людях, что спят по ночам. Ты можешь смеяться - клянусь, я читал это сам.
Миранда Элга
Смотри, пряник-то не в том, что человек мечтает об идеальной семье, а в том, что ему эту семью дадут, если он выполнит пицоттыщмильёнов условий, в процессе выполнения которых он сто пудов убьется и морально покалечится. Боюсь, ему та семья уже нах не скрючится.

О! Не читал Флэгг, но вспомнил, на что это похоже!!! Кто читал Крапивина "Сказки о рыбаках и рыбках", помните, к какой семье рвался мальчик Илюшка, который сделал себе крылья и улетел? И какими в результате оказались эти идиллические родители, о которых он мечтал. Вот тут, по-моему, то же самое.

2017-08-22 в 23:14 

Bats
Клятый_Вомпэр, :friend:
я не читал эти книги, но и для меня счастливая семья - это где люди не идеальные шестерёнки-винтики, а личности. И эти личности решили разделить друг с другом жизнь и живут её. И им счастливо вместе. По-настоящему счастливо. А не потому, что так надо себя чувствовать в семье, которую надо строить так, как в книжке написано, иначе никак.

2017-08-22 в 23:34 

Миранда Элга
Два кармана стрижей с маяка\...- Четыре месяца я не снимал штаны. Просто повода не было.
Apparent Midnight, да ведь если выполнит стотыщ условий, такую семью не дадут. Их не бывает. Поэтому и пишут)

Вся идея таких книжек в том, что такое бывает по кусочку в каждой семье в самые лучшие моменты, но никогда все сразу и в одной.
А то бы писали какие-то ещё книжки, о другом)

То есть про себя , у которого все было с горы на гору, читать тоже хорошо. Но бесполезно, имхо, пугаться, что человек поступил с этим, как с любовным романом -"хочу такого и слеплю". Сколько ни слушаешь людей, все ориентируются на бабушку, дедушку, на худой конец, взрослую литературу, а подобные штуки упоминают, как то, чем в детстве развлекался и нравилось, но не более.

МБ, взрослых больше штырит, что ли.

2017-08-23 в 21:38 

Аарра
Встанем утром и руки друг другу пожмем,//На минуту забудем о горе своем,//С наслажденьем вдохнем этот утренний воздух,//Полной грудью, пока еще дышим, вздохнем.(с) Омар Хайам
Клятый_Вомпэр, все так. Идеальная семья лишена жизни. Да и понятие идеала там слишком узкое и примитивное.

2017-08-23 в 22:52 

Apparent Midnight
Я где-то читал о людях, что спят по ночам. Ты можешь смеяться - клянусь, я читал это сам.
Миранда Элга
подобные штуки упоминают, как то, чем в детстве развлекался и нравилось, но не более.
Почему это должно быть интересно кому-то кроме самого автора? Читатель мог развлекаться совершенно другим.

   

Записки не-совсем-сумасшедшего

главная