06:19 

Почему Тэндай?

Клятый_Вомпэр
Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
В прошло посте из серии я обещал рассказать, чем был обоснован мой выбор школы буддизма (весьма редкий, надо сказать). Выполняю обещание.
Тэндай-сю - одна из старейших школ Японии, ведущая свое начало от китайской школы Тьянтай, хотя от изначальной Тьянтайской доктрины там мало что осталось. Во-первых, основатель школы Сайтё (также известен как Денгьё-хоси) и его последователи регулярно наезжали в Китай за новой травой чтобы доучиться, привозя оттуда, по-моему, просто все, до чего могли дотянуться - Чань-буддизм так чань-буддизм, эзотерика так эзотерика, давайте еще и побольше, побольше. Во-вторых, они особенно любили использовать мозг и беззастенчиво дописывали китайские трактаты, снабжая их иногда противоположными по смыслу комментариями ("А я понял учителя так"). Не гнушались они и своего родного - влияние Синто весьма чувствуется. В результате в традиции Тэндай можно найти буквально что угодно. Берем любую практику, пропускаем через нашу доктрину хонгаку - и поехали.
Теперь немножко про хонгаку, уверяю вас, вы это уже слышали или читали. Хонгаку - это концепт, согласно которому все существующее на этом свете уже содержит в себе природу будды. Все, что нужно - это осознать этот факт. Потому что заблуждение и просветление, нирвана и сансара - суть одно и то же. Отсюда некоторая путаница с необходимостью практики как таковой - на этот счет в Тэндай велись и до сих пор ведутся очень пламенные дискуссии, в диапазоне от "делаем все, авось что-нибудь да сработает" до "вообще ничего не делаем, просто работаем, едим, спим, а еще очень много ходим, в общем, ведем здоровый образ жизни".
Практически все школы японского буддизма в той или иной степени ощутили на себе влияние Тэндай. Одни прямо из Тэндая и выросли, основатель школы Чистой Земли (Дзёдо-сю) Хонэн и Эйсай (который принес в Японию школу Риндзай и зеленый чай) вообще всю жизнь были монахами Тэндай-сю, другие вынуждены были с ними соперничать и хватались за то, в чем Тэндай-сю были особенно сильны (а сильны они были практически во всем, плюс имели замечательный опыт адаптации - например, Хоссо и Сингон они победили тем, что заучивали наизусть огромное количество китайских текстов и цитировали их на дебатах целиком).
А еще там впервые в Японии появились боевые монахи - мастера массового протеста. Хозяйке на заметку - политики становятся очень сговорчивыми, когда их загородные резиденции окружают тысячи суровых и идеологически накачанных чуваков. Не сработало только с Одой Нобунагой, потому что он сам был маньяк.
Тэндай-сю имела все шансы стать самой популярной и влиятельной школой буддизма в Японии (а некоторые исследователи считают, что и на Запад она бы прекрасно ушла), если бы не два больших недостатка - стремление к мирским ништякам и воинственность. Боевые монахи - это, конечно, круто (ну кто не любит боевых монахов?), но в то время, когда школы менее влиятельные ходили в народ и занимались делом, Тэндайские монастыри пытались выбить себе побольше любви и ласки от императора и развлекались поджиганием монастырей противоборствующих группировок. А потом к ним пришел Ода Нобунага, пожег все, что мог сжечь, и Тэндай-сю оказалась в упадке.
Кстати сказать, Тэндай-сю вполне усвоила уроки прошлого. Сейчас это одна из самых мимимишных школ японского буддизма, выступающая за экуменизм, мир-дружбу, эмансипацию (с 90-ых годов в Тэндай существует движение за то, чтобы женщины чаще становились настоятельницами храмов, на высшем уровне поощряется принятие пострига женами священников) и т.д. Именно в Тэндай-сю зародилась прекрасная концепция "Освети свой угол" - что каждый человек должен делать как можно больше для того, чтобы мир стал лучше.
Кодзендзи, в котором я собираюсь принять Прибежище, достойный представитель современного Тэндай-сю. Я как-нибудь сделаю более подробный пост про него, пока расскажу кратенько. Главная статуя храма - Дзидзо, окружена маленькими деревянными статуэтками, которые вырезает настоятельница и прихожане. В храме большая библиотека книг на всякие темы - от истории буддизма до науки, от искусства до сборников рецептов. Проводится множество всяких мероприятий, в том числе каждую субботу священник школы Сото-сю, поляк по происхождению, проводит дза-дзен. В общем, это место, где можно зависать надолго.
В Тэндай-сю мне нравятся эти глубины смыслов и противоречивость. Нравится направленность на адаптацию к современности. Нравится то, что любая практика может быть принята и опробована, даже сейчас, когда, казалось бы, сколько уже нам лет, пора бы забронзоветь и тосковать по старым-добрым. Мне бы хотелось как-то поспособствовать ее продвижению, и хотя я чувствую большую привязанность к дзен-буддизму, но ощущение своей нужности у меня именно по отношению к Тэндай-сю.

@темы: Прибежище

URL
Комментарии
2017-03-28 в 09:11 

Vasa_bi
Спасибо! Пусть у вас все сложится.:yes:

2017-03-28 в 10:50 

Alix zu Koln
Аликс и Пустота
Вы так здорово об этом рассказали, что даже у меня, человека сугубо антирелигиозного, возникла симпатия и даже некоторое желание приобщиться к этой школе.
Спасибо, очень интересно.

2017-03-28 в 12:46 

Клятый_Вомпэр
Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Vasa_bi, спасибо :))
Alix zu Koln, к сожалению, о них довольно мало толкового. На русском вообще ничего не попадалось. На английском есть эпохальный труд Стивена Ковелла, вот этот, который действительно великолепен.

URL
2017-03-28 в 13:15 

Remi Lark
Северус! Рассосись, сделай одолжение!
Так прониклась описанием! Правда, очень заинтересовал вопрос - а что, боевых монахов у них больше нет?

2017-03-28 в 13:41 

Клятый_Вомпэр
Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Remi Lark, вроде как официально больше не тренируют, но традиция-то есть. Думаю, есть и вполне себе боевые.

URL
2017-03-28 в 13:51 

Remi Lark
Северус! Рассосись, сделай одолжение!
Клятый_Вомпэр, понятно. Спасибо )

2017-03-28 в 19:38 

Туш сокращенно от Тушканчик
К людям надо быть гуманоиднее.
Спасибо большое) Вы очень интересно и как-то... тепло(мне сложно сформулировать, извините) рассказываете.

2017-03-29 в 01:31 

Клятый_Вомпэр
Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
URL
   

Записки не-совсем-сумасшедшего

главная