07:29 

Что такое Прибежище и почему я решил его принять?

Клятый_Вомпэр
Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Определение, которое дает Прибежищу вики, звучит так:

Прибежище (санскр. त्रिशरण, triśaraṇa (тришарана); пали: tisarana) — формула клятвенного обета в буддизме, произносимая при посвящении монахами и монахинями, а также мирянами, желающими приобщиться к учению Будды.

Дальше там еще много вполне разумного про форму и ритуал, но два момента не освещены абсолютно:
1) принятие Прибежища не является аналогом крещения в христианстве,
2) принятие Прибежища не равно принятию пострига, но может восприниматься как первый шаг на пути к этому.

Грубо говоря, это осознанный шаг взрослого человека, который понимает необходимость практики для себя и окончательно решил, что именно этот путь ему подходит. Конечно, это не наводит автоматически порядок в отдельно взятой голове. Это не дает человеку никакого определенного статуса. Это делается как подтверждение для себя - да, я сделал свой выбор. Думаю, для большинства это имеет и какие-то реальные последствия, но какие - это уже дело самого человека. Кто-то будет стараться чаще ходить на дзадзен, а кто-то после этого начнет готовиться к принятию монашества. Прибежище можно принимать не один раз, а хоть десять - например, для того, чтобы напомнить себе, зачем ты тут, или для того, чтобы подтвердить свою связь с каким-то храмом или учителем.
И здесь начинаются проблемы для человека, выросшего в совсем другой культуре, то есть, для меня.
Я значительно больше погружен в буддистскую среду по сравнению с буддистами, решившими учиться в Японии, но выбравшими не связанную с буддизмом специальность. Я постоянно кручусь в буддистских храмах. Я общаюсь с огромным количеством всяких буддистов, от священников до простых прихожан. Среди них много тех, кто уже принял Прибежище и еще больше тех, кто об этом даже не задумывается. Для японца, который, можно сказать, родился буддистом (а еще синтоистом заодно) подтверждением его принадлежности к буддизму являются семейный алтарь и семейные могилы. Мои знакомые японцы, которые приняли Прибежище, не будучи при этом священниками, почти поголовно имеют для этого какую-то причину помимо веры и практики. Это члены семей священников, члены Байка-ко или Гоэйка (и то, и другое - разные названия храмового хора), председатели совета прихожан или просто чуваки, по факту ведущие жизнь монаха в миру. Один раз я встретился с владельцем небольшой компании, предоставляющей услуги такси, который принял Прибежище просто потому, что почувствовал в этом необходимость. Но это исключение, только подтверждающее правило.
У меня в итоге сложилось ощущение, что принимать Прибежище стоит только тогда, когда ты уже являешься активным и заслуженным членом сангхи (буддистской общины). И так я думал до прошлой недели, когда в рамках своей исследовательской деятельности посетил одно мероприятие Сока Гаккай.
Отступление. Что такое Сока Гаккай? Буддистское движение, основанное на принципах школы Нитирэн. Какая у Вомпэра связь с Сока Гаккай? В целом, никакой, потому что мне не очень близки принципы Нитирэн. Но у меня там есть друзья, благодаря которым я прохожу на некоторые мероприятия Сока Гаккай.
Так вот, был я на мероприятии, посвященном визиту молодежи из Бразилии. И меня весьма поразил контраст между тем, как относятся к практике японцы, большинство из которых уже второе-третье поколение именно в Сока Гаккай, и бразильцы. Я не хочу сказать, что бразильцы относятся к практике серьезнее и с большим рвением. Просто это - иначе. Это задевает совсем другие струны души и дает другие бонусы. Какие - об этом я поговорю чуть попозже, может, в следующем посте, потому что сейчас трудно сформулировать кратенько. Но это в каком-то смысле постоянная битва с собой и миром. После окончания мероприятия я ехал в машине с моими друзьями японцами и расспрашивал их о том, что им дает их практика. Они говорили о молитвах за благополучие близких, о том, как им помогает их вера поддерживать мир в семье, находить общий язык с коллегами и так далее. В процессе один из них сказал, что вера помогла ему не развестись, что стало сюрпризом для его жены, сидевшей рядом. Я слушал ответы и понимал, что я бы так не смог, даже в том случае, если бы выбрал для себя именно Сока Гаккай. Потому что я был воспитан в другой среде. Потому что я иначе пришел к буддизму. И это не хорошо и не плохо - это просто так. И тогда же я окончательно понял, что мне не стоит равняться на японцев в своих отношениях с буддизмом и стоит уже наконец принять Прибежище.
Сейчас, пережив это небольшое прозрение, я пришел к мысли, что для нас, буддистов первого поколения, выросших в странах с другой культурой, принятие Прибежища необходимо. Это дает уверенность в своем праве быть в сангхе и открывает путь, а не подтверждает, что мы уже давно на этом пути, даже если это действительно так.
Как я уже говорил, тут приветствуются честные комментарии. Если кто-то готов поделиться своими мыслями и своим опытом - буду только рад.

@темы: Прибежище

URL
Комментарии
2017-03-13 в 10:37 

Тайлин
Profession oblige
Спасибо, что делишься этим. Я сейчас вряд ли могу что-то сказать по теме, но для меня это важно и интересно.

2017-03-13 в 11:05 

Sat Nam
До просветления колоть дрова и носить воду. После просветления колоть дрова и носить воду.
Клятый_Вомпэр, вот прям бери, и цитируй тебя.

А еще, интересен твой взгляд на японский буддизм и сравнение с японцами. Всё как об этом и говорят другие. Брэд Варнер, Дэшимару и т.д. Для японцев буддизм более менее соответствует тому, как у нас, на западе, воспринимают церковь.
В европейских сангах (по крайней мере а сото) это видят совсем не так.

2017-03-13 в 12:10 

КП Лю
А вы что думали?
Осознание своих границ и определение места, где ты хочешь быть - это прекрасно. И это так же прекрасно, как и нелегко:)

2017-03-13 в 13:00 

Wiba
Нет невозможного. Есть условно доступное
Это очень интересный опыт и спасибо, что делитесь им.

2017-03-13 в 13:06 

Mirror of Nothingness
"Делай все как можно лучше, будь готов к худшему и ни на что не надейся" (с)
Прибежище можно принимать не один раз, а хоть десять

Любопытно, не знала.

2017-03-13 в 13:57 

_Полярная_
Ветер - моё имя. Звёздный свет умеет идти сквозь время...
Ого! Интересно очень.

2017-03-13 в 14:00 

Darian Kern Rannasy
С вами говорит автоответчик...
Просто это - иначе. Это задевает совсем другие струны души и дает другие бонусы. Какие - об этом я поговорю чуть попозже - вот об этом вообще не рассказывают - а ведь это так. Очень жду более подробного рассказа.

2017-03-13 в 14:18 

Клятый_Вомпэр
Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Тайлин, мне будет очень интересно, если ты тоже выскажешь свои мысли на этот счет, когда почувствуешь готовность :)
Sat Nam, мне кажется, это невозможно видеть так же, как это видят жители тех стран, где буддизм - наиболее распространенная религия. Но это и не плохо само по себе. Японцы вот немного иначе воспринимают христианство.
КП Лю, это да, довольно нелегко. Но полезно независимо от буддизма.
Wiba, рад, что интересно :)
Mirror of Nothingness, ага, мой учитель по дзадзену три раза принимал.
_Полярная_, спасибо :)
Darian Kern Rannasy, я попробую об этом откровенно рассказать в следующем посте.

URL
2017-03-13 в 15:43 

Огненный Тигр
тварь, воспитанная книгами
Очень интересный рассказ. Спасибо

2017-03-13 в 16:10 

Hedgehog2008
無常
Интересно, я даже не знала, что есть такое явление, как Прибежище. Оно во всех школах практикуется и как-то привязывается к школе (т.е, играет ли значение, в храме какой школы ты его принял)?
Про Сока-гаккай как раз сейчас читаю старую советскую книжку xD

2017-03-13 в 16:13 

Кодзю Тацуки
Ждет нас приказ - возвратиться к Владыке Небес; нам он себя проявить на земле не дает...
Очень логично, хотя мне традиционно не хватает "внешних", общепонятных слов, чтобы пояснить, в чем для меня эта логичность ;)))) Но да, судя по твоему рассказу, Прибежище в твоем и аналогичных случаях - это формальный маркер, который обязан быть поставлен. Своего рода фазовый переход, что ли, фиксация результата через опред. действие...
И да, вот это - "постоянная битва с собой и миром" - тоже очень важная для меня формулировка, подтверждающая некоторые мои собственные построения относительно места воли в христианской культуре.

2017-03-13 в 20:48 

Туш сокращенно от Тушканчик
К людям надо быть гуманоиднее.
Спасибо за информацию.

2017-03-14 в 00:36 

Японцы вот немного иначе воспринимают христианство. - а кстати, как? однажды довелось читать "ад одиночества" Рюноске, не очень мне было понятно есть ли в этом что то от христианства?
Спасибо за тему

URL
2017-03-14 в 01:58 

Sat Nam
До просветления колоть дрова и носить воду. После просветления колоть дрова и носить воду.
Клятый_Вомпэр, Кстати, я вот слышала, что церемония "jukai" для мирян в японии вроде не практикуется...
Почему-то ученики Дешимару называют её Bodhisattva ordination. Такое название он вроде ввёл. И ни она, ни церемония посвящения в монахи в Японии не признаётся. Что само по себе конечно не страшно, но все таки станно. Хотя, чему удивлятся?
Ты знаешь что нибудь на этот счёт?

2017-03-14 в 02:26 

Клятый_Вомпэр
Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Огненный Тигр, :)
Hedgehog2008, Оно во всех школах практикуется и как-то привязывается к школе (т.е, играет ли значение, в храме какой школы ты его принял)? практикуется не во всех, насколько я знаю, у тех же Сока Гаккай все иначе. Со значением храма и школы сложнее. По идее, всем пофигу. Можно принять сначала в храме одной школы, потом другой, никто сердиться не будет. У меня знакомые умудрялись принимать в Тибете, Японии и еще вроде в Китае. Значение имеет тот факт, принимал ли Прибежище тот, кто его тебе дает и у кого он его принимал. То есть, предположим, если есть два буддиста и им приходит в голову гениальная мысль дать Прибежище друг другу, то этот фокус может и не прокатить. С другой стороны, отдельные священники могут и проникнуться идеей.
Про Сока-гаккай как раз сейчас читаю старую советскую книжку xD какую? Может, я тоже читал?

URL
2017-03-14 в 08:15 

Клятый_Вомпэр
Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Кодзю Тацуки, можно сказать, что это как обряд перехода, который все-таки необходим в том случае, если у тебя дома не стоит алтарь с поминальными табличками твоих предков. И еще это как избавление от той шелухи, что ты по-прежнему за собой тянешь. Об этом я чуть попозже.
Туш сокращенно от Тушканчик, рад, что пригодилось :)
Гость, тут, конечно, сложно говорить за всех христиан в целом, их тут дофигищи разных, но японские христиане менее склонны к догматизму. Многие из них время от времени похаживают в синтоистские и буддистские храмы, мои знакомые христиане говорят, что им трудно уловить причину, почему бы не пойти в буддистский храм, когда душа просит. При этом некоторые очень стрессуют из-за того, что после смерти им могут присвоить буддистские посмертные имена, поэтому еще при жизни покупают надгробие и выбивают на нем свое полное имя, так, чтобы детям оставалось только присовокупить дату смерти.
Sat Nam, я сам с этим здорово запутался. Я тоже слышал, что вроде как на Эйхэйдзи церемонии для мирян больше не проводятся, но у меня совсем недавно знакомые ездили и приняли. Насколько я понимаю, если это все делается от какого-то храма - то можно. Одна моя знакомая монахиня всех уговаривает принять Прибежище (хотя сама не дает) и как-то рассказывала, что настоятель храма, по отношению к которому ее храм находится в положении дочернего, на нее за это сердился, поскольку ее речевки "не принял - не буддист" унижают позицию данка - прихожан, тех, у кого семейные могилы на храмовом кладбище. Может, это тоже каким-то боком относится к вопросу. В общем, там свои заморочки.

URL
2017-03-14 в 11:12 

Hedgehog2008
無常
Клятый_Вомпэр, а, вот оно как! То есть, преемственность всё же важна...
Державин, 1972 год. Наверняка читали.

2017-03-14 в 11:37 

Клятый_Вомпэр
Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Hedgehog2008, да, читал :)
То есть, преемственность всё же важна.. важна, потому что если ты принимаешь Прибежище при этом храме, у такого-то священника, то велика вероятность, что под его руководством ты и будешь осуществлять практику. И желательно чтобы это был все-таки человек знающий. Хотя, как я уже написал, бывают исключения.

URL
2017-03-14 в 15:08 

Лилмик
Во имя всецелого мироздания и всё такое (c) Бо
Клятый_Вомпэр, а можно задать один из вероятно давно набивших оскомину вопросов? Отвечать не обязательно, но буду благодарна, если ответите) Хотелось бы узнать у вас как у практикующего и как у специалиста, какие все-таки в буддизме основные правила питания для мирян? Особенно интересует вопрос вегетарианства, обязательно оно или нет)

2017-03-14 в 20:40 

Hedgehog2008
無常
Клятый_Вомпэр, напишите потом про вашу личную практику, пожалуйста! Очень интересно будет почитать=)

2017-03-15 в 01:01 

Хетта
Гниль фандома / Квантово неопределённый автор
То есть всё-таки по аналогии с христианским крещением устанавливается некая связь и какие-то взаимные обязательства между тем, кто дает Прибежище, и тем, кто его принимает? Она в какой-то мере соответствует отношениям между крёстным и крестником?

2017-03-17 в 02:59 

Клятый_Вомпэр
Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Лилмик, это довольно сложный вопрос, так что набить оскомину он никак не мог :) Дело в том, что и правила питания для монахов в буддизме не так однозначны, как принято считать. Вегетарианство как бы предполагается, но согласно некоторым источникам Будда ел мясо (например, его последняя трапеза как раз состояла из какого-то мясного блюда, хотя я еще читал статью, в которой предполагалось, что это были грибы. Поискал сейчас у себя ту самую статью, но не нашел, видимо, сгинула при переезде с одного компа на другой). Весь прикол в том, что монахи собирают подаяние, соответственно, едят то, что дают. Дают мясо - едят мясо. Но в Индии получить в качестве подаяния мясную пищу было практически нереально. Тем не менее, вегетарианство хорошо вписывается в принцип отказа от убийства, поэтому во многих странах монахи по дефолту вегетарианцы. В Японии, США и Европе вегетарианство является личным выбором. Миряне же сами делают выбор. В некоторых школах практикуются постные дни, когда можно есть только вегетарианскую пищу, но, если честно, я не встречал тех, кто практикует именно постные дни, а не полный отказ от мяса.
Hedgehog2008, как-нибудь напишу подробнее :) Я в основном концентрируюсь на дзадзене, хотя хватаюсь за все, что только есть :)
Хетта, скорее как между верующим и духовником, хотя и тут есть вариации. Совсем необязательно ты будешь и дальше осуществлять практику под началом этого человека. Но чаще всего это по крайней мере тот, кто для тебя что-то значит или чьи взгляды на буддизм ты разделяешь.

URL
   

Записки не-совсем-сумасшедшего

главная