• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
06:19 

Почему Тэндай?

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
В прошло посте из серии я обещал рассказать, чем был обоснован мой выбор школы буддизма (весьма редкий, надо сказать). Выполняю обещание.
Много текста про Тэндай.

@темы: Прибежище

04:18 

Шаги к Прибежищу

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Я тут много написал всякой философии, но вот про реальные действия для осуществления своего плана ничего пока не писал. Хотя за прошедшие две недели я уже все устроил. В процессе плане немного поменялся, но об этом позже.
Для начала мне нужно немного рассказать о своем буддистском окружении, иначе будет не совсем понятно. На самом деле, у меня очень много знакомых священников из всяких-разных школ. Еще я знаком с каким-то количеством представителей буддистских общин, отказавшихся от духовенства, типа Сока Гаккай. Но нельзя просто так заявиться к японскому священнику, подергать за рясу и попросить его дать мне Прибежище. Желательно иметь с ним какие-то более близкие отношения, чем "пару раз чай вместе пили". Более-менее близкие отношения у меня с некоторыми моими преподами, сенпаями и кохаями (да, у меня есть священники-кохаи), с Канетой, у которого мы с Танукой венчались, плюс какое-то количество тех, с кем я сдружился и хожу иногда к ним просто потусить. Но это не совсем то, потому что, например, хотя я очень люблю Канету и его жену Юко и они для меня много сделали, я никогда не медитировал в его храме. Мы почти никогда не говорили про дхарму (учение). Нам было не до того. Цудайдзи довольно далеко от Сендая, так что наши встречи всегда имеют под собой какую-то особую цель. Я помогал ему в его волонтерской деятельности, он организовал для меня свадьбу, мы иногда приезжаем просто показать Евку, но в таких условиях трудновато осуществлять практику.
Дзадзеном я начал заниматься в Риннодзи. Там все очень правильно и строго, мне там нравится. Но в последнее время я чаще хожу на дзадзен и не только в другой храм - Кодзендзи. Дзадзен там проводит поляк Ньогэн. Он и его жена Ева стали моими близкими друзьями и старшими товарищами по вере. А еще в Кодзендзи есть Эйку. Я тут мало писал об Эйку. Основная причина в том, что о ней вообще трудно писать. Она неописуема. Я могу написать о том, что ее собаку зовут Аригато (спасибо). Почему-то мне это кажется очень важным. Когда она беседует с кем-нибудь, то может сесть на пол практически в поперечный шпагат, потому что ей так удобнее. Она готовит лучшие в мире сёдзин-рёри. В общем, каждый ее шаг является воплощением того, что она исповедует.
Так вот. После того, как я окончательно решил принять Прибежище, я пошел первым делом к Тануке. Потому что все, что появляется в моей голове, первым делом озвучивается Тануке. На следующем дзадзене я рассказал все Ньогэну и Еве. Они не удивились и тут же принялись обсуждать как это осуществить. Ни у кого из нас не было ни малейших сомнений насчет того, у кого мне принимать Прибежище. У Эйку. Это просто было на поверхности.
Через пару дней я пришел к Эйку. Мне было очень страшно. С одной стороны, я думал, что Эйку мне не откажет. С другой... Как говорит Судзуки-сенсей, всегда держи в голове, что тебя могут послать. Было очень страшно, что меня пошлют по какому-нибудь поводу, который я не учел. Занятость. А нафига это тебе. Да мало ли.
Но Эйку меня не послала. Как раз наоборот. Мы начали разговор с того, что для меня буддизм и Прибежище, я озвучил примерно то же самое, о чем писал здесь, но очень скоро я понял, что говорю совсем о другом. И раз я пообещал себе стараться быть наиболее честным в своем освещении событий, то стоит признаться и тут - я это все затеял с прицелом рано или поздно принять постриг. Я не могу сейчас сказать когда именно я это осуществлю. Евка еще слишком маленькая и требует много внимания, у меня учеба, с которой надо разобраться в этом году. Отвечая на неизбежные вопросы - нет, я не собираюсь уходить из семьи, в японском буддизме целибат не обязателен. Но постриг означает необходимость учиться на священника. Соответственно, это надо делать тогда, когда у меня будет время на это.
Я все это рассказал Эйку, пожаловавшись, что я боюсь, что так никогда и не доберусь до этого самого. Эйку предложила дзайке-токудо - мирское посвящение. Кстати, существует путаница между двумя церемониями - дзайке-токудо и дзюкай. И то, и другое переводят на английский как lay ordination, как это по-русски правильно перевести, я вообще не понял. Монашество в миру? Не совсем то. Реально это разные церемонии, дзайке-токудо ближе к принятию пострига, но мне кажется, что даже священники не всегда улавливают разницу.
В общем, какой результат. 24 апреля в девять часов утра по японскому времени я получу свое буддистское имя у человека, которым я искренне восхищаюсь. Я не знаю, каким оно будет, знаю только, что в него будет входить иероглиф 英 (эй). Мне на днях приснилось, что это будет 英光 (Эйко). Посмотрим, совпадет ли.
А, еще, чуть не забыл - официально я буду принадлежать к Тэндай-сю. Немного неожиданно, учитывая, что я в основном занимаюсь дзадзеном. Чуть позже я разберу, почему именно Тендай-сю в отдельном посте.

@темы: Прибежище

11:27 

Страшная буква

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Разбавлю свои излияния историей про дочь. Дочь у нас вообще мало чего боится, хотя и любит поиграть в "Боюсь-боюсь", плюс еще, хитрюга, аргументирует свое нежелание что-то делать все тем же "Страаааашно!" Зубы чистить страаааааашно, гулять страаааашно, и так далее.
А вчера Евка испугалась кириллицы. Она уже более-менее ориентируется в латинице, что-то из хираганы знает, но кириллицей мы ее пока не мучаем. Вчера они с папой рисовали, папа решил подписать свой портрет по-русски. Написал "ПА" - и дочь вынесло.
- Что это?!! - кричала она со слезами в голосе, - я не знаю эту букву!!! Убери ее, папа! Убери!
Пришлось заклеить. Видимо, такое резкое нововведение в той сфере, которую Ева уже считает более-менее знакомой, оказалось чересчур для маленькой головки.

@темы: моя любимая женщина

09:46 

Впервые катаемся с горки!

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
14.03.2017 в 09:16
Пишет tanuka:

В полете
Эва-чан во время первого в ее жизни катания с горки. На самом деле, ничего страшного не произошло, завалилась на бок. Не ударилась, не испугалась, продолжила кататься.

_MG_1039

Пара не столь драматичных снимков...

URL записи

@темы: моя любимая женщина

09:26 

Буддизм версус христианство

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
И вот я подхожу к самой сложной теме. Как вы понимаете, я был воспитан в христианской культуре. Моя семья не самая верующая, плюс у меня есть отягчающие обстоятельства в виде того, что две стороны моей семьи принадлежат к разным конфессиям, но, тем не менее, я неоднократно в беседах с родственниками и друзьями слышал вопросы вроде "Ну если тебе так хочется чего-то духовного, почему не остановиться на христианстве? Оно ближе и в нем тоже можно по-разному!"
читать дальше

@темы: Прибежище

07:29 

Что такое Прибежище и почему я решил его принять?

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Определение, которое дает Прибежищу вики, звучит так:

Прибежище (санскр. त्रिशरण, triśaraṇa (тришарана); пали: tisarana) — формула клятвенного обета в буддизме, произносимая при посвящении монахами и монахинями, а также мирянами, желающими приобщиться к учению Будды.

Дальше там еще много вполне разумного про форму и ритуал, но два момента не освещены абсолютно:
1) принятие Прибежища не является аналогом крещения в христианстве,
2) принятие Прибежища не равно принятию пострига, но может восприниматься как первый шаг на пути к этому.

Грубо говоря, это осознанный шаг взрослого человека, который понимает необходимость практики для себя и окончательно решил, что именно этот путь ему подходит. Конечно, это не наводит автоматически порядок в отдельно взятой голове. Это не дает человеку никакого определенного статуса. Это делается как подтверждение для себя - да, я сделал свой выбор. Думаю, для большинства это имеет и какие-то реальные последствия, но какие - это уже дело самого человека. Кто-то будет стараться чаще ходить на дзадзен, а кто-то после этого начнет готовиться к принятию монашества. Прибежище можно принимать не один раз, а хоть десять - например, для того, чтобы напомнить себе, зачем ты тут, или для того, чтобы подтвердить свою связь с каким-то храмом или учителем.
И здесь начинаются проблемы для человека, выросшего в совсем другой культуре, то есть, для меня.
А дальше личный опыт

@темы: Прибежище

05:18 

Прибежище для Вомпэра, вводный пост

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Неделю назад я понял, что мне пора принять Прибежище.
Кто-то сейчас, прочитав эти строки, понимающе улыбнулся и покивал головой (эту реакцию вчера выдали два очень важных для меня человека, в который раз доказав мне, что мы с ними очень похоже мыслим). Кто-то удивленно подумал: "Что?! Только сейчас???" (я сам так думаю целую неделю). Кто-то просто порадовался за меня и настроился выслушать массу интересных подробностей (один из двух моих самых важных людей на всем белом свете отреагировал именно так). Может, кто-то огорчился, что я все дальше и дальше ухожу от какой-нибудь истинной религии. Но для большинства из тех, кто меня читает, эти слова сейчас ничего не значат. Поэтому одновременно с тем, как я принял решение о принятии Прибежища, я принял еще одно решение - документировать свой личный опыт на страницах этого дневника. Думаю, многим из тех, кто меня читает, будет интересно узнать, что происходит в голове человека христианской культуры, когда он вдруг начинает окончательно и бесповоротно думать о себе, как об ученике Будды. А я для себя именно так понимаю принятие Прибежища.
Я не знаю, сколько у меня это все займет и во что в итоге выльется, но постараюсь освещать события по мере их разворачивания. Я намерен уделять внимание и своим чувствам и мыслям по поводу данного события, поэтому временами, возможно, здесь будут появляться пассажи, которые можно при желании трактовать как религиозную пропаганду. Постараюсь обойтись без наездов на христианство, хотя рано или поздно придется осветить вопрос, почему же все-таки я не хочу больше иметь ничего общего с данной религией. Если без наездов не получится - эту часть истории выкинем. Одно могу сказать точно - это будет очень личная серия постов (или один пост с продолжением, пока не знаю).
Комментарии - приветствуются. Честные и откровенные.

@темы: Прибежище

07:33 

Досодзин

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Представим, что гуляете вы где-нибудь в сельской местности, возле дороги. Рядом с каким-нибудь домом натыкаетесь на вывеску, возвещающию, что совсем рядом, на пригорке, есть святилище Досодзина.

IMG_3325

Путешествовать дальше

07:51 

Вопрос к буддистам

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Ребят, а есть тут кто-то, кто принял Прибежище? Интересен личный опыт. Как у вас это происходило? Как решили, что все, пора? Где принимали?
Ответы можно в комменты, можно умылом.

06:24 

В буддистских традициях

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Эва-чан у нас с апреля заканчивает ясли и идет в буддистский детский сад. Ничего особо странного в этом нет - в Японии многие храмы и христианские церкви (и даже, бывает, синтоистские храмы, чаще всего НРД) открывают детские сады. Для храма или церкви это дополнительный доход, а садиков много не бывает.
Наш садик принадлежит храму школы Дзёдо. Буддистское воспитание по версии нашего садика сформулировано так: "Мы растим здоровых (в смысле, закалённых) детей, которые умеют соблюдать режим дня и ценят любую жизнь". Да, вот так вот кратенько. Про ценность любой жизни, я думаю, всем понятно - это одна из основ буддизма. Откуда же взялись режим и здоровье? Подозреваю, что из монашеского устава, который на девяносто процентов посвящен соблюдению режима. Плюс непременный физический труд и спартанские условия. Дети в садике, понятное дело, не будут жить по монашескому уставу, но в представлении большинства японцев именно режиму и выносливости могут научить детей буддистские священники. А вот христианские садики, по-моему, тут отвечают за всякие западные методики воспитания. Хотя я не очень тщательно ознакомился с христианскими садиками.
Сходил сегодня на первое родительское собрание. Воспитательницы в фартучках со "Звездными войнами". Из буддистского - в главном зале есть алтарь. В объяснениях заведующего садиком (который, кстати, мой знакомый, что неудивительно - у меня по Сендаю куча знакомых священников) не нашел ничего такого, что бы сильно отличалось от распорядка дня, принятого в нашем нынешнем садике. Отличия касаются в основном того, что козявки стали старше и пора их приучать к порядку, но это нам рассказывали в нашем нынешнем садике на последнем родительском собрании - мол, в тех садиках, куда вы пойдете, будет так.
Так что, видимо, буддистское воспитание сведется к краткой молитве с утра. А все остальное - это уже основы местного садикового воспитания

@темы: моя любимая женщина

10:00 

Безумный февраль

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Давно так не было, чтобы почти весь месяц в разъездах. Очень много было работы. Интересной, захватывающей, но здорово выматывающей. А в марте надо заканчивать исследования, так что покой мне только снится.
Бедная Эва-чан тоже постоянно мотается с родителями. С одной стороны, ей интересно, с другой - она тоже здорово устает от впечатлений. На прошлой неделе вот впервые покаталась на санках с горки. Для этого нам пришлось забраться в горы. А еще она теперь звезда японского телевидения - собирала на камеру клубничку на ферме, носилась по рёкану. Вот такой вот маленький энерджайзер.

@темы: моя любимая женщина

02:56 

Эва-чан и мемы

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Наша дочь, кстати, в последнее время ответственна за производство семейных мемов. Вот несколько из них.
Какое-то время назад любая положительная характеристика от Эвы-чан выглядела так: Умный-бобрый-красивый. Иногда еще в конце добавлялось "чистый". Умный-бобрый-красивый-чистый. Сейчас стало поразнообразнее.
Дочь любит машинки. Поэтому у нас часто звучит автомобилистская терминология.
- Мама, у тебя в мобильнике бензин кончился!
*пытается напоить меня водой из ванной* - Сейчас зальем тебе полный бак...
И самый недавний мем:
Сидим с папой в большой комнате, едим арахис. Приходит дочь.
- Я в туалет. *замечает арахис* О, орешки!
Принимается клянчить у папы орешки, потом у меня, в итоге забывает про туалет и... кхм, делает лужу, чего в последнее время у нас не случалось. Теперь фраза "О, орешки!" у нас культовая.

@темы: моя любимая женщина

03:21 

Вдали от всего мира

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Вчера Чо-сан рассказала реальный анекдот. Были они с Судзуки-сенсеем в командировке в Китае. Посещали всякие буддистские монастыри. И вот приезжают они в затерянный в горах женский монастырь, довольно крупный, монахини в возрасте от одиннадцати лет до чуть за восемьдесят.
Настоятельница проводит экскурсию.
- Мы тут полностью отрешились от внешнего мира, у нас нет телевизора, мы не читаем газет, мы редко с кем-то контактируем. Мы даже сами выращиваем себе еду, чтобы поменьше общаться с людьми извне.
Судзуки-сенсей восхищается. Через какое-то время заходит разговор о прогулке в горы.
- Ну это зависит от того, какая завтра будет погода, - говорит Судзуки-сенсей.
- А вы в интернете гляньте погоду на завтра, - предлагает настоятельница.
- У вас. Есть. Вай-фай?!!! - Судзуки-сенсей в шоке.
- Конечно, - невозмутимо отвечает настоятельница, - а то как же наша молодежь будет пользоваться своими планшетами и смартфонами?

06:56 

День святого Вальки в интернациональном детском садике

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Мы тут три дня провели в деревне, было очень круто, потом непременно напишем о том, как именно было круто. А в день всех влюбленных хочу порадовать ПЧей очередной историей о Еве-чан.
С утра Ева-чан решила, что ей надо нарисовать подарок своему возлюбленному Кей-чану. Уставшие после трех дней в деревне родители напрочь забыли о том, какой сегодня день, а Ева-чан забыла название праздника, поэтому заявила нам, что у Кей-чана день рождения. Мы попытались объяснить, что у Кей-чана уже был день рождения, но дочь стояла на своем, так что мы позволили ей немного задержаться и нарисовать очередной шедевр.
В садике дочь вспомнила, по какому поводу был нарисован подарок. Рисунок вызвал приступы умиления у всех присутствовавших, но нашу дочь переплюнула Мансора-чан из Бангладеша.
- Скажите, пожалуйста, - обратилась мама Мансоры к воспитательнице, - почему моя дочь заявила, что нам надо купить очень много шоколада, чтобы раздать его ее друзьям в садике?
Воспитательницы понимающе переглянулись.
- Гири-чоко, - сказали обе почти одновременно.
-Что-что? - не поняла мама Мансоры.
- Понимаете, на день святого Валентина девочки дарят мальчикам шоколад. А мальчики через месяц отдариваются на "Белый день". Но если подарить шоколад только тому, кто тебе нравится, остальные же расстроятся. Поэтому шоколад дарят всем мальчикам в коллективе. Это называется "гири-чоко" - шоколад по долгу. Только мы ей этого не рассказывали, честное слово!
- А мы об этом вообще не знали, - сказала мама Мансоры.
Мансора настаивала на том, чтобы раздать всем друзьям шоколад, но ее все-таки убедили, что не стоит. В садике шоколад под запретом.
Зато у них сегодня булочки в виде сердечек на полдник.

@темы: моя любимая женщина

11:18 

Про публичные лекции

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Во френдленте всплыл вопрос, имеют ли право люди без профильного образования читать лекции по какому-либо предмету. Интересный вопрос, на мой взгляд. Сразу оговорюсь, что я в данном посте буду говорить о моральном праве и, понятное дело, со своей колокольни. То есть, советую все сказанное понимать не как "Аааааа, немедленно запретить!!!", а скорее как "Я бы не рекомендовал..."
Я вообще исхожу из того, что если человек решил читать публичную лекцию, да еще и за деньги, значит, он владеет какой-то информацией, которой у большинства других людей нет. И главных вопросов здесь два: 1) какая это информация? 2) почему этот человек решил, что он компетентен в данном вопросе?
Скажем, у нас есть коллекционер разных изданий Корана. По образованию химик. Не муфтий, не учился в медресе. Не занимает никакой важный пост в мусульманской общине вашего города. Пару раз был в Арабских Эмиратах и в Турции как турист, но не жил продолжительное время ни в одной мусульманской стране. Имеет ли он право читать публичную лекцию о коллекционировании изданий Корана? Да, если на лекции будет рассказываться о коллекционировании изданий Корана. С точки зрения коллекционера-любителя. И если это будет честно сообщено слушателям, желательно до того, как с них возьмут деньги.
Скажем, вы сходили и вам понравилось. Теперь тот же лектор приглашает вас на другую лекцию - про ислам в целом. Или про арабскую литературу. И вот тут я бы уже задался вопросом - а что позволяет лектору думать, что он имеет моральное право вещать об этих вещах с трибуны? Да, он владеет десятками, а то и сотнями изданий Корана. Да, он, наверное, очень хороший лектор (иначе вряд ли бы он решил, что может продолжать зарабатывать таким образом). Может, он прекрасный человек и вроде бы разбирается в исламе. Может, ему сейчас очень нужны деньги. Но все это не является основанием для того, чтобы счесть его компетентным, вот в чем проблема-то. Ничто не гарантирует того, что вы услышите релевантную информацию, а не фигню, пусть даже сказанную очень уверенным тоном и так, что заслушаешься.
Лекции об исламе могут читать разные люди - религиоведы, литературоведы, историки, муфтии, христианские миссионеры, работавшие в мусульманских странах, даже просто мусульмане могут читать лекцию о своем личном опыте, почему нет, но содержание лекции и связь лектора с предметом должны быть оговорены заранее. Если нет описания, с каких позиций будет рассмотрен предмет, если нет информации о том, кто этот лектор и почему он считает себя вправе нести вам свет истины о предмете - я не советую посещать эту лекцию. Даже если лектор очень классно читает. Потому что слишком велик шанс, что вас введут в заблуждение.
Короче, будьте бдительны, друзья.

07:35 

Секрет популярности

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Сейчас занимаюсь исследованиями в Синтера - районе неподалеку от центральной железнодорожной станции, там несколько кварталов сплошных храмов. Для обеда облюбовал непальский ресторанчик. Ресторанчик дико популярен у дам лет тридцати-сорока. Причины две: 1) там подают вкусный и не очень калорийный непальский карри, 2) ресторанчиком управляет сын хозяина - наполовину японец, наполовину непалец, этакий мальчик-картинка, который еще и всячески подчеркивает свою экзотичность - длинные волосы, непальские аксессуары. Дамы садятся так, чтобы хорошо видеть мальчика, получают свою мисочку карри и молочный чай - и релаксируют. Наверное, поэтому в этом ресторанчике всегда очень приятная обстановка. Всем хорошо, все довольны.

07:32 

Эва-чан проиграла

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Одна из любимых фраз моей дочери - "Я выиграла!" Причем выигрышем она считает не конкретно победу в соревновании, а любую удавшуюся игру или даже просто действие. Видимо, выигрышем она считает чувство радости, которое приносит игра.
Вчера дочь решила поиграть в мяч с мальчиками лет шести-семи. А это такой возраст, когда дети могут согласиться принять в игру малявку, но поддаваться ей не будут. В итоге Эва-чан безуспешно пыталась хоть кого-то догнать, падала, промахивалась мимо мяча, а мальчики еще и смеялись. Я хотел сначала увести ее, но потом подумал, что не стоит прерывать игру, в которую она сама же и ввязалась. Пусть сама решает, когда ей остановиться. Хватило ее надолго. Но в какой-то момент она все-таки отошла в сторонку.
Смотрю - стоит, слезы глотает.
- Что, не вышло? - спрашиваю.
- Ботиночки грязные. Перчаточки грязные, - отвечает мне дочь, - я проиграла!
И такая она была несчастная, что мне оставалось только пообещать ей, что она еще непременно вырастет и выиграет. Неоднократно.

@темы: моя любимая женщина

03:13 

Ева-фотограф

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
08.02.2017 в 02:15
Пишет tanuka:

Потомственный фотограф
Наша дочь заимела собственный фотоаппарат когда ей было два с половиной года. С тех пор она фотографирует в собственное удовольствие. На прошлой неделе произошли целых три забавных эпизода, которыми я и хочу поделится.

Сцена 1. Кому пришла посылка?

Я купил на Амазоне маленькие LED-осветители Godox Video Light LED36 (будет время, я напишу о них отдельно). Когда пришла посылка, я тут же распаковал ее и стал испытывать свои приобретения. Пришла Ева и потребовала дать ей новую игрушку. Я отдал осветитель, благо штука это достаточно крепкая, а наша дочь с вещами обращается обычно аккуратно. «Нет, - говорит Ева, - камеру тоже!» Я соединил осветитель кронштейном с ее камерой, и Евка около часа ходила по квартире и фотографировала получившейся конструкцией.

Сцена 2. Творим нетленку

По дороге из садика остановились в парке посмотреть котиков. На этот раз у Евы была с собой камера, и она тут же пустила ее в ход. Было уж темно. Дочь обнаружила, что если дернуть фотоаппаратом во время «спуска затвора», то фонари размазываются причудливыми треками. Некоторое время фотографировала по всякому крутя камеру во время съемки.

Сцена 3. Не тот зонт

Понадобилось сфотографировать моих женщин на документы. Я расчистил спальню, поставил стойки со вспышками, и начал уже прилаживать зонт на отражения к одной из них, как прибежала Евка и завопила: «Не тот зонт, надо белый!» Не успокоилась, пока я не заменил черный отражающий зонт на белый, работающий на просвет. Дочь лучше знает, какая световая схема нужна.

А это портрет мамы. Фотографировала, конечно же, Ева.

DSCN0860

URL записи

11:27 

Старое и великое версус новое и повседневное

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
В ближайшее время планирую пересказать свою статью, но прежде, чем возьмусь за пересказ, хочу объяснить, откуда вообще выросло мое исследование и почему у меня с ним много проблем. А выросло оно по большей части из давно уже зревшего протеста.
Начну издалека. Я думаю, не я один заметил, что наша культура по-прежнему пронизана идеей о том, что "раньше люди были лучше". Мне эта идея вообще не нравится, но я еще готов простить ее там, где дело касается этики. Ну ладно, хотите вы думать, что крестьяне, которым постоянно жрать было нечего были этичнее современного офисного планктона - ваше дело. Но лучше - это значит в том числе умнее и старательнее. И вот это, увы, просачивается и в сферу науки, по крайней мере, востоковедения.
С первого курса на вопрос "Что я могу почитать по этой теме?" в девяти случаях из десяти ты получишь ответ типа "Что-нибудь старенькое." Сэнсом, Рут Бенедикт, академик Конрад и иже с ними - нашевсе. И когда в бешеном порыве либерализма препод советует курсу почитать "Ориентализм" Саида - это же просто откровение какое-то! А Саид издал свой "Ориентализм", на минуточку, в 1978 году. В следующем году сорок лет стукнет. В Японии роли нашевсе немного меняются - это в первую очередь Кунио Янагита, Итиро Хори и иже с ними, всех сейчас перечислять не буду. В моем случае еще никуда не денешься от Косая Манабе, который копал культ Дзидзо. И нет, я не хочу сказать, что они все переоценены. Это - первопроходцы. Это - люди, которые работали в таких условиях, когда у них не было вообще ничего из того, что есть сейчас у нас. Но они а) работали давно и кое-где уже устарели, б) как ни странно, тоже лажали. Иногда очень сильно лажали. Но на тот момент часто просто не было никого, кто мог бы указать на лажу. Потому что для этого надо было продвинуться дальше, чем продвинулся тот, кто налажал. Но сейчас уже можно а) провести повторные исследования и понять, где дела уже давно не обстоят так, как писал великий сэнсэй, б) найти лажу и указать на нее. Это делают. Это много кто на самом деле делает. Но студентам об этом не рассказывают. Студенты читают все тех же и слушают лекции преподов по все тем же. Это не везде так, но в моем случае по большей части было так. И кое-где по-прежнему остается. Это проблема номер раз.
А проблема номер два - предметы исследования. Я сейчас не вспомню где конкретно я нашел эту цитату, позднее, может, допишу, но Сэнсом открытым текстом говорил, что читать дневники чиновников эпохи Хэйан скуууууучно, поэтому он лучше будет исследовать "Гэндзи моногатари". В моей теме практически нет исследований обычных храмов и деревенских святилищ, в любой книге, посвященной культу Дзидзо, приводятся одни и те же крупные святыни, известные по всей стране. Они тоже важны, ничего не скажешь, но они не дают общей картины.
И вот я решаю изучать обычные храмы. Просто храмы. И слышу в ответ: "Все уже давно изучено Янагитой и Манабе". Нет, говорю я, они делали много предположений, которые непонятно на чем базируются. Они не занимались полевыми исследованиями. Полевыми исследованиями занимались другие, но только в известных святынях. А мы реально не знаем, что творится в обычных храмах. Нет, мы знаем, конечно, но мы об этом не пишем. Да ну, говорят мне, кому интересно, что там в этих обычных храмах. Вот Осоредзан! Тогенуки Дзидзо!
И мне стало очень обидно. И захотелось все-таки провести исследования в обычных храмах. Чем и занимаюсь на данный момент. И, честно говоря, я бы предпочел, чтобы было как можно больше тех, кто возьмется копать обычное, повседневное. И будет при этом читать в том числе современных исследователей.

09:33 

На правах рекламы

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Японоговорящие товарищи, у меня для вас есть хороший сайт.
Вот здесь бесплатно раздают лекции на японском. Потрясающие университетские лекции. Все, что надо сделать - это зарегиться и наслаждайтесь. Среди всего прочего есть, например, офигенный курс лекций моего научрука Иваюми Судзуки 鈴木岩弓 Memento Mori. Меня он в свое время так торкнул, что я даже думал стать танатологом, но не вышло. Приобщайтесь, в общем!

Записки не-совсем-сумасшедшего

главная