• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
10:06 

Как можно этого не знать

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Пожалуй, мало что так убивает стремление к знаниям, как позиция "Как можно этого не знать!" Такая уютно-снобистская, из положения "сидя в кресле с томиком Бальзака и бокалом вина в руке" - "Ах, неужели! Неужели вы не знаете, что Нара - древняя столица Японии! И вы не читали "Гэндзи моногатари"! В вашем-то возрасте! С вашим-то образованием! Стыдно, господа, стыдно!"
Кажется, что это направлено на других, на тех самых невежд, которые не читали "Гэндзи" и не знают историю Японии, но на самом деле, как это часто бывает, носитель страдает в первую очередь. Он безумно боится провести ревизию своих знаний, потому что вдруг окажется, что он что-то упустил, чего-то не знал, поэтому он постоянно врет другим и себе, что все знает. Он читал "Гэндзи". Ему не понравилось, он забыл его как страшный сон, но он читал. Он знает, что Нара - древняя столица Японии. Он не уверен, когда она была столицей - до Камакуры или после, но он скорее сделает себе харакири, чем признается в этом. Ему даже страшно открыть википедию и проверить. "Я знаю. Я все знаю. Потому что как же можно этого не знать!!!"
Давно уже дал себе зарок истреблять в себе любые ростки этого сорняка. Но он прорастает, сука этакая. Потому что так уютно. Так значительно. Так страшно.

14:39 

Встреча в лесу

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Окуниккава, удивительно красивая природная тропа. Впереди - гора, сплошь покрытая зелеными, желтыми, красными листьями. Наша компания ушла вперед, а я пытаюсь уговорить Козявку двигаться быстрее, но она самозабвенно изображает У-Куна - завернулась в мой красный шарф, подобрала какую-то громадную палку и гордо шагает по тропинке. И тут перед нами дорогу перебегают настоящие дикие обезьяны - целая семья. Сначала, очень быстро - самки с детенышами, а за ними, прямо перед нашим носом, медленно, с достоинством прошелся самец. Потом мы еще долго стояли, подглядывали за обезьяньим бытом. Позвонили двум людям, способным оценить нашу радость - сначала больному папе домой (бедный папа, он не видел обезьян!), потом Джину, любителю и знатоку природы. Оба нам позавидовали.
Когда мы уходили, Козявка помахала обезьянкам рукой и сказала "Бай-бай!" Хотелось бы, чтобы она запомнила эту встречу.

@темы: моя любимая женщина

04:44 

Что такое ко?

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Время от времени мне приходила в голову бешеная мысль изучать 講 (ко) - сообщества людей, объединенных какой-то одной целью, чаще всего религиозной. Но каждый раз останавливало то, что для изучения ко надо каким-то образом проникнуть внутрь, приходить на собрания, богослужения, а сообщества все-таки в большинстве своем закрытые. Останавливало до тех пор, пока до меня не дошло, что я свободно посещаю уже около пяти ко и легко получаю доступ к новым. В тот же день я пошел к Судзуки-сенсею и сказал, что хочу немного поменять направление исследований и изучать ко. Он дал добро и снабдил меня литературой.
И, как водится, передо мной открылся целый новый мир. Я уже вполне привык к тому, что самое традиционное и исконно-посконное при ближайшем рассмотрении оказывается продуктом конца 19-го-начала 20-го веков, но с ко было совсем весело. Слово "ко" присутствует в японском языке как минимум с эпохи Хэйан и изначально означало собрание монахов, объединенных одной целью - например, желающих в приятной компании молиться Джизо. А потом пошло-поехало - слово ушло в народ и стало обозначать любое сборище единомышленников со своими правилами и обычаями. В общем, тусовка. Причем очень быстро распространились экономические ко - общества взаимопомощи, союзы "свободных бизнесменов" и так далее. Плюс сообщества паломников по святым местам.
В деревнях же ко приобрели огромное значение на рубеже веков, когда привычный уклад жизни постепенно разрушался и требовалось что-то новенькое. Деревня перестала жить "одной семьей" (если так вообще можно выразиться, потому что японское крестьянское сообщество времен Эдо вообще трудно сравнить с чем-то, существующим ныне). Теперь требовалось как-то регулировать существующие в ней маленькие сообщества. Но об этом я поговорю как-нибудь в другой раз.
А вот современные религиозные ко, которые изучаю я, похоже, распространились после Второй мировой силами синтоистских храмов, оставшихся без государственной поддержки и потерявших за последние сытые годы поддержку простого населения. Дабы установить более близкие отношения между храмом и прихожанами, синтоистские храмы учли опыт деревенских религиозных ко и стали организовывать тусовки верующих, которые решают разные проблемы, связанные с храмом, ездят в паломничества и совершают вместе моления. Буддистские храмы к тому времени уже как минимум взаимодействовали с деревенскими ко (по крайней мере, буддистских священников приглашали на ритуальную часть, а вот синтоистские деревенские ко, насколько я понимаю, обходились в основном своими силами или приглашали шаманов), а в некоторых уже существовали свои ко, но после того, как ко стали заводиться и в синтоистских храмах, их количество в буддистских храмах тоже резко увеличилось.
Таким образом, зародившееся в буддизме понятие стало обозначать светский феномен, а потом "перепрыгнуло" на синтоизм, благо недалеко было прыгать. По-моему, идеальный объект для изучения социальной роли религии.

@темы: Ко

10:09 

Портрет

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Вот каждый раз так - кажется, что Танука уже не может сфотографировать свою дочь еще лучше, а тут он берет и делает вот что:

11.10.2015 в 07:08
Пишет tanuka:

Утренняя
_MG_2204

URL записи

@темы: моя любимая женщина

14:32 

Спортивный день в детском саду

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Сегодня мы с Козявкой впервые посетили садиковое мероприятие - спортивный день. Фотки непременно будут, а пока для затравки:

IMG_0012

@темы: моя любимая женщина

11:18 

Гудбай, мой заслуженный фотик

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Шесть лет для мыльницы - слишком большой срок. Мой любимый Кэнон начал глючить, захлебываться и в конце концов наотрез отказался зумить. Пришлось покупать новый рабочий инструмент.
Я привыкаю к вещам. Не в том смысле, что я даю им имена и рыдаю над их трупиками, но если я что-то использую годами, то следующая вещь первые несколько недель будет ощущаться как чужеродная. Нет той ухватистости, приходится думать, как ее брать, куда нажимать, где подкручивать. Ненавижу думать о таких вещах. Поэтому я использую вещи, пока они используются.
А еще я вдруг резко сменил направление исследований и теперь учу матчасть. Как-нить расскажу подробнее о своей новой теме, но не сегодня.

07:36 

Кусучая Зявка

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Вот и первая проблема. Не очень серьезная, но все-таки. Вчера, когда мы забирали Зявку из садика, нам сообщили, что Козявка укусила томодачу, несильно, правда. Томодача ее не рассердил, как раз наоборот - они весело играли и Козявка решила, что будет еще веселее, если она его укусит. С одной стороны, я понимаю, что это своеобразное выражение привязанности - ну не будет наша дочь кусать незнакомого человека, но вооще завязывать надо с такими сантиментами. Вроде как дома ругаем ее за это, но она уже прекрасно понимает, что родители ее в садике не видят, значит, можно делать то, что мы не разрешаем.
Печалька.

@темы: моя любимая женщина

07:05 

Дочитал первый том "Путешествия на Запад"

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
12:14 

Детский сад

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Все-таки детский сад - одно из величайших достижений прогресса. Особенно японский детский сад. Каждый вечер кроме воскресенья мы получаем довольного жизнью, усталого ребенка и тетрадочку, которую мы называем "Зявные новости". В тетрадочке нам сообщают о том, что наше дитя ело, сколько спало, где гуляло и чем развлекалось. Мы это читаем как поэму и завидуем.
Козявке садик сразу понравился. Единственное, что ей совсем-совсем не нравилось в садике - это дневной сон. Зява категорически не хотела спать по расписанию и без мамы. Но воспитательницы ее укачивали на ручках. На ручках, понимаете? И к концу двухнедельного подготовительного курса, когда мы водили Зявку в садик на несколько часов в день, ребенок решил, что будет спать. Потом еще был момент, когда Зявка скандалила и не хотела нас по утрам отпускать, но скоро убедилась, что мы ее забираем, и успокоилась. Сейчас у нас вообще полное счастье - с утра радостная в садик, вечером радостная домой.
А родители занимаются своими делами и блаженствуют.

@темы: моя любимая женщина

13:50 

Мини-фанфик на "Путешествие на Запад"

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
-Ладно, дружище, покедова! Обращайся, если что.
-У-Кун!!! Ты как разговариваешь с великим бессмертным врачевателем Ли Тегуаем! Можно подумать, ты с ним на брудершафт пил!
-Вообще-то пил. И поэтому он нам сегодня и помог, что ему стыдно за тот раз, хе-хе-хе.
-И ты хочешь, чтобы я этому поверил, глупая обезьяна?! Это то же самое, что сказать, будто у тебя была интрижка с Лань Цайхэ!
-Учитель, вы не поверите... - пробормотал У-Кун и густо покраснел.

12:09 

Поздравляю Тануку!

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Тридцать девять лет назад родился мой любимый муж Танука, моя любовь, мой постоянный источник поддержки, отец моего ребенка и мой самый-самый лучший друг! Желаю тебе, мое солнце, всегда сохранить в себе тот самый サムライソウル :)


09:12 

Дабы не потерялось

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Любимый мультик детства, после которого мне очень надолго снесло башку на почве У-Куна. Этот вариант только на китайском, найти бы еще с английскими субтитрами, а то мой канбун в зачаточном состоянии...


14:40 

Религиовед страдает

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Очередной Очень Важный Вопрос, который меня мучает и отрывает от дел - как на русский язык адекватно перевести японское обращение к буддистскому священнику 和尚さん, если священник - женщина?

08:54 

Читаем с Вомпэром

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Иногда мои друзья и знакомые, интересующиеся Японией, буддизмом и/или религиоведением, но не знающие японского языка и не ушедшие в тему с головой, просят меня посоветовать им еще что-нибудь почитать. Я в последнее время в основном читаю узкоспециализированные книги на японском, которые вряд ли смогут скрасить чей-то досуг, но время от времени попадается мне что-то такое, что я вполне могу счесть годным для широкой публики. Так что я решил сделать отдельный пост, в котором буду рекомендовать некоторые понравившиеся мне книги. Сразу хочу оговорить, что в этом посте я рассказываю в основном о том, что читаю сам – то есть, о научной литературе о религии, преимущественно религии Японии, на английском и японском языках. Помимо того, я не думаю, что многим моим ПЧам пригодится узкоспециальная литература на японском, так что книги вроде «История города Изуми» или «Универсальный путеводитель по обустройству семейной могилы для последователей Сото Гаккай» я представлять не буду.
Сегодня я хочу представить сразу две книги.
1) The Study of Religion: An Introduction to Key Ideas and Methods, George D. Chryssides, Ron Geaves
Я считаю, это одна из тех книг, которые нужно прочитать каждому религиоведу. Очень подробное, написанное довольно простым языком руководство, объясняющее юному или не очень юному религиоведу что и почему он должен делать, что не должен и что теоретически должен, но практически – может забить, если совсем никак. Вот это последнее обстоятельство особенно ценно – авторы не боятся размышлять над сложными вопросами, вроде «Использовать ли статистику?», «Должен ли я изображать из себя мусульманина, если я христианин?», и даже «Я крупно облажался, мне сразу стреляться или подождать?» В качестве иллюстраций приводят реальные случаи из своей практики, свои удачи и фейлы, что мне лично внушило уверенность в моих силах, потому что мне постоянно кажется, что нормальных исследователей не колбасит между «повезло-не повезло». Почитал и понял – колбасит, еще как колбасит!
Не религиоведам тоже настоятельно советую почитать. Вы наверняка узнаете что-то новое для себя. Возможно, эта книга даст вам почву для размышлений. Может быть, вы даже пересмотрите некоторые свои взгляды на религию (я вот пересмотрел). Ну и еще одно немаловажное обстоятельство – она развлекает. Действительно развлекает.
2) Bonds of the Dead: Temples, Burial, and the Transformation of Contemporary Japanese Buddhism, Mark Rowe
Я обещал вам узкоспециальные книги? Поехали! Это исследование об альтернативных способах захоронения в современной Японии. Традиционными могилами сейчас считаются семейные – вся семья под одним могильным камнем. Эти могилы находятся под юрисдикцией храма или муниципального кладбища (бывают, правда, и частные кладбища), ныне живущие члены семьи заботятся о могиле и платят за ее поддержание. Когда могилу больше некому поддерживать – она уничтожается или просто оказывается заброшена. Не всем нравится такая система – кто-то не хочет утруждать своих детей поддержанием могилы, у кого-то нет потомков, а кто-то желает сам выбрать где и с кем он будет похоронен. Марк Роу рассматривает в основном способы захоронения, предлагаемые буддистскими храмами, но есть немного и о синтоистских могилах, и о развеивании праха.
Почему я считаю, что эту книгу стоит почитать, даже если человек не очень интересуется похоронной тематикой? Во-первых, Марку Роу очень хорошо удалось показать проблемы современной Японии в целом и японского буддизма в частности через, казалось бы, такую узкую тематику. Это не про могилы – это про людей. И тут возникает во-вторых – мне очень мало попадалось настолько проникновенных научных работ. Я ржал над некоторыми пассажами. Иногда кивал головой и вслух произносил «Да, да, да, есть такое!» А потом плакал над одной из глав, не буду спойлерить, но, думаю, если кто-то прочтет, то поймет, над которой. Что особенно ценно – в книге нет ни грамма ненавистного мне «Ах, японцы, загадочная нация!», чем, увы грешат даже некоторые именитые японисты. В общем, почитайте – оно того стоит.

@темы: читаем с Вомпэром

02:47 

Внезапное озарение

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Вчера додумался до того, что любое длительное путешествие группы людей, в котором участвует буддистский монах(-иня?), вызывает ассоциации с "Путешествием на Запад". Потом стал думать о том, что надо сделать с этим путешествием, чтобы не вызывало. Потом стал думать о том, не следует ли наоборот подчеркнуть сходство, если уж все равно. Потом стал думать о том, а надо ли вообще что-то делать с путешествием. И окончательно запутался.

15:28 

Отвлеченное

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Профдеформация - это когда ты встречаешь в рекламе мероприятия слова "дзенское чаепитие" и вместо того, чтобы проникнуться духовностью, начинаешь истерически ржать, бормоча сквозь слезы: "А вот еще коан был..."

09:53 

Очередной тайфун

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Тохоку слегка залило. Не так сильно, как Тотиги и Ибараки, но мы тоже получили свою встряску. Возможно, мы были бы более встревоженны этим фактом, но вчера у нас весь день была несчастная, температурная Козявка при неработающей детской клинике и всего двух оставшихся жаропонижающих свечках. Ах да, предыдущую ночь мы не спали, потому что Козявка металась в бреду. Так что мы в основном волновались на тему того, как нам в такой дождь добраться до другой детской клиники и получить жаропонижающее. Вернувшись, посмотрели для приличия новости, поужасались и легли спать. С девяти часов вечера на мой мобильник стали поступать тревожные сообщения. Сначала «Готовьтесь к эвакуации!», потом «Эвакуируйтесь немедленно!» К счастью, все это не относилось непосредственно к нам – Хатиман просто так не смоешь, но вот тем, кто живет в Аяси и Сакунами, пришлось несладко.

@темы: моя любимая женщина

05:48 

Козявка в садике

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Когда нашей дорогой Козявишне исполнился год, а дорогие родители Козявишны стали склоняться к тому, чтобы остаться в Японии еще на три года, мы решили, что ребенку пора встраиваться в безжалостную японскую систему в садик. Я сходил в региональную управу, выяснил, что мы, как студенческая семья, имеем право на бесплатный садик и подал заявку в восемь садиков, находившихся недалеко от дома. Через какое-то время нам пришла бумага о том, что мы поставлены в список ожидания, потому что мест нет. Через полгода мы стали подозревать нехорошее. Я сходил опять в управу и выяснил, что садики переполнены, а у нас низкий уровень несчастности, потому что теоретически и я, и Танука в перерывах между уроками можем сидеть с Зявой. Поэтому в августе, по совету одной моей знакомой, мы решили пройтись по садикам другого уровня, полуплатным, которые получают помощь от городской управы и предоставляют свои услуги не за неподъемные для нашей семьи 53000 йен в месяц, а всего за 20000 с копейками.
читать дальше

@темы: моя любимая женщина

04:48 

Этот маленький маленький маленький мир

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Только что узнал от человека, с которым недавно познакомился, что один мой давний знакомый - наследник очень богатого и известного семейства. Бывший наследник. Его выгнали. Раньше был такой классический боттян, как из романов Нацумэ Сосэки, после изгнания, в принципе, смог неплохо устроиться и очень резко полевел. Вот так вот общаешься с вполне благополучным человеком, а оказывается, что он пережил полное перерождение.

15:55 

Эйандзи

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Иногда находишь что-то такое, во что самому с трудом верится. Но вот оно - на фото, на исписанных листках опросника. Место, в котором нет времени.

IMG_8457

Про Эйандзи мне рассказал один знакомый священник...

Записки не-совсем-сумасшедшего

главная