• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
09:52 

Досодзин и Джизо

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Есть такой очень древний японский божок - Досодзин, бог плодородия, защитник путников. Изначально он выглядел как схематическое (или не очень схематическое) изображение мужских и/или женских половых органов и символизировал единство мужского и женского начал. Часто устанавливался на границе деревни, возле дорог, то есть, где-то в "переходном" месте. По мере того, как японцы становились цивилизованнее, классическую форму Досодзина стали вытеснять более приличные статуи Идзанами и Идзанаги - богов творения.

Ну а потом в Японии распространился культ Джизо и функции Досодзина практически полностью перешли к Джизо. И вот что интересно. Постоянно натыкаюсь на теорию, что Джизо заменил Досодзина благодаря своей фаллической форме, но почему-то мало кто соединяет два факта - 1) Досодзина как единство мужского и женского начал и 2) амбивалентную природу Джизо. В конце концов, для изображения именно мужского начала есть значительно более подходящие кандидаты - тот же Фудо, например. Досодзин в качестве только мужского начала без женского встречается, как и только женское без мужского, но все-таки смысл его именно в том, что он и то, и другое. Как, впрочем, и Джизо.
Правда, у этой теории есть один существенный недостаток - когда Джизо стал популярен в Японии, он много кого много где заменил, существенно урезав не только функции ками, но и функции некоторых буддистских божеств. У той же Каннон он перехватил, к примеру, функцию защитника шести миров. Поэтому очень трудно сказать, играла ли вообще форма или природа Досодзина какую-то роль, или ему просто не повезло.
Кстати, по-видимому, из-за того, что Идзанами и Идзанаги не только муж и жена, но и брат и сестра, Досодзин фигурирует в огромном количестве историй с инцестом. Некоторые легенды о происхождении чудодейственных статуй Джизо тоже связаны с инцестом, в основном, между братом и сестрой.

12:11 

Зява гостевая

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Зява в гостях заставляет меня чувствовать себя по контрасту слоном в посудной лавке. Она входит в дом с поклоном. Приветствует хозяев. Если видит домашний алтарь - непременно кланяется и ему тоже, тем самым приводя всех присутствующих в неописуемый восторг. Мастерски разделывается с вагаси с помощью бамбуковой палочки и смотрит на меня с возмущением, если я пытаюсь ей помочь. Ничего не трогает без разрешения. Выданные ей игрушки встречает восторженно, играет с ними осторожно и бережно. В общем, это не ребенок, а золотце.
Я не могу сказать, что мы ее этому специально учили. Что-то говорили, конечно, но мне как-то всегда казалось, что в два года ребенок еще не понимает таких вещей и удержать его от шалостей трудно.
Единственная проблема - после гостей всегда отходняк - придя домой, ребенок закатывает истерику. Видимо, слишком сложно быть настолько хорошей.

@темы: моя любимая женщина

15:25 

Дожили

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Ко мне обращаются чуваки с телевидения за консультацией по поводу 心霊スポット - загадочных мест, мест с привидениями. Вот она, неожиданная слава.

14:20 

Козяво-котик

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Зявка у нас теперь котик. А так как котиков она видит на улице издалека и на Ютубе, то котик в основном пьет молочко, мяукает и падает. А, еще маму вылизывает.
На втором месте после котиков - пён-пёны. Так она называет любую мелкую прыгающую птичку. При виде их складывает ручки на груди, вскрикивает "Ой!" и отчаянно умиляется.
Вообще при всей ее шебутной натуре девочка-девочка. Думаем как-нибудь сводить ее в детскую фотостудию и предоставить огромный выбор принцессочных платьев напрокат. Наверняка будет в восторге.

@темы: моя любимая женщина

10:52 

Умберто Эко и Харпер Ли

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Я стараюсь напоминать себе, что смерть человека - это повод еще раз вспомнить его жизнь и порадоваться, что она была. Не всегда получается. Но когда я думаю об этих двух невероятно светлых и мудрых людях, я не могу не улыбаться. Потому что их произведения очень сильно повлияли на все мое мировоззрение в целом. Грубо говоря, если бы не было их, не было бы меня, такового, какой я есть.
Спасибо за "Убить пересмешника".
Спасибо за "Имя розы", "Маятник Фуко", "Баудолино", "Пражское кладбище", "Пять эссе на темы этики", "Сказать почти то же самое. Опыты о переводе", "Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки", "Полный назад!", "Историю красоты" и "Историю уродства".
Спасибо за все то, что мне еще предстоит прочесть.
Я приложу все силы, чтобы сделать хотя бы вполовину столько, сколько сделали Вы, мои дорогие учителя.

12:45 

Светлячок

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Как Нао ни пытался, спать больше не получалось. Поворочавшись еще немного, он вылез из своего укрытия. Эту ночь он провел под полом маленького святилища бодхисаттвы Кокудзо. Кто-то когда-то говорил ему, что святилища Кокудзо всегда строят поближе к небу. Это святилище не было исключением — оно находилось на высоком берегу реки, у самого обрыва. Несмотря на раннее утро, солнце палило нещадно, даром что сегодня был первый день осени. А еще хотелось есть. Из съестных припасов имелись только два сембэя и мешочек сушеного дайкона, но дайкон нужно готовить, а с этим сейчас не имело смысла возиться. Нао сжевал сембэи и запил их теплой водой из бутылки, заменявшей ему флягу. Он по-прежнему был голоден. Впрочем, в последнее время он всегда был голоден.

Окончание
запись создана: 13.02.2016 в 07:29

@темы: творчество, Япония, Шеридан, Карин

14:21 

Еще один скилл

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
А я сегодня познакомился поближе с Аннушкой и получил карточку, подтверждающую, что я способен оказывать первую медицинскую помощь. Горд собой.

11:03 

Воспитание козявки и себя

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Вчера был на лекции Аояма-роси, известной дзенской публицистки. В числе прочего затронули тему воспитания детей и прозвучала прекрасная мысль о том, что воспитание детей невозможно без воспитания самого себя, причем и в том плане, что для воспитания ребенка необходимо самому меняться, и в том плане, что через воспитание ребенка можно много интересного открыть в себе и окружающем мире. Это то, что я сейчас испытываю в полной мере.
Зявкин играет в котика. Ползает по полу и мяукает, пьет из миски молочко. А еще падает, потому что котики на Ютубе постоянно куда-то падают и это смешно. В моем детстве не было котиков на Ютубе, а в ее - есть. Но котики на Ютубе - это меньшая из проблем.
В садике она почти со всеми дружит, но есть девочка Хината-чан, с которой они, похоже, не очень друг друга любят. Зявка постоянно отбирает у Хинаты игрушки. Подходит и молча вцепляется мертвой хваткой, а Хината так же молча выкручивает игрушку из цепких лапок Зявки. Если их за этим застают - разнимают. Видимо, поэтому и молчат. Вчера мы с ее мамой пришли за детьми одновременно. Козявка быстро собралась, натянула с моей помощью свитер и побежала к двери. Хината закопалась, и ее мама подстегнула ее, типа "видишь - Эва-чан уже надела свитер, а ты что?" Хината помрачнела, схватила свои носки и стала их натягивать. Зява тут же бросила свои дела, подошла к ней и принялась комментировать ее действия. Хинате это не понравилось и она пихнула Зявку. Та шлепнулась на попу, разревелась от обиды, бросилась ко мне и принялась жаловаться на Хинату. Кое-как успокоили. Извиняться Хината не захотела, правда, потом вполне мирно с Эвой-чан попрощалась.
Не представляю, что делать в таких случаях. Объясняю Зявке, что нельзя обижать других. Она никого другого и не обижает - в садике говорят, что она вообще на редкость дружелюбный ребенок. Только с Хинатой не ладят. И это ведь только начало. Вот и вступило в игру общество...

@темы: моя любимая женщина

12:09 

Культурный обмен

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Очень люблю участвовать в программах культурного обмена вроде поездок по школам. Это не только весело, но и очень познавательно. Во вторник мы отправились в мою любимую Кесеннуму в таком составе: японец за рулем, непалец, киргизка, внутренний монгол, бразильянка и я. Культурный обмен начался еще в машине - обсудили религию (это неизбежно, если в поездке участвую я), воспитание детей (это неизбежно, если в поездке участвую я и еще кто-нибудь с козявками), общих знакомых (это вообще неизбежно). По пути совершили набег на местный базар, накупив дешевых яблок и вкусной деревенской еды. Кстати, про деревенскую еду - я искренне считаю, что каждый японист просто обязан заехать в какую-нибудь глушь и пообедать там каким-нибудь местным традиционным блюдом в крохотной забегаловке или вообще с лотка. Без этого понимание японской культуры просто невозможно.
Ну ладно, это было отступление. Мы с непальцем собирались в детский сад, остальные - в начальную школу. Японские садики - моя любовь навсегда. Два часа сплошного веселья, игр и беготни. Вспомни детство, называется. Мелкие делились со мной сокровенным.
- А у меня зуб выпал, - говорил одна красавица и демонстрирует дырку.
- А у меня дома никого нет, - очень серьезно говорит ее подружка.
- Совсем никого? - спрашиваю я.
- Совсем, - подтверждает она, - папа на работе. Мама на работе. Я здесь. А дома - никого.
Видно, что ее очень впечатлил этот факт.
еще про культурный обмен, осторожно - присутствуют матюки

06:06 

Специальная литература

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Решил купить все книги, которые мне стопроцентно понадобятся для работы, чтобы потом не бегать в поисках книги, когда она позарез нужна. И начало-о-ось... Ой, у этого автора есть еще книжка про проституток в средние века! Кто ж не любит проституток в средние века - берем! Ой, какая прелесть - краткий пересказ пьес Дзэами со всеми скрытыми смыслами! Хочу-хочу-хочу! "Кровь и смерть в японской философии"? Дайте две! Сборник статей по творчеству Ясунари Кавабаты? Непременно! Стоп, зачем мне Кавабата? Поздно - уже купил.
Я всегда удивлялся, когда в какой-нибудь статье или книге внезапно всплывало что-то совсем не по теме, типа "А вот теперь мы сделаем небольшое отступление от темы и я расскажу вам про проституток в средние века...", а теперь я, кажется, понял смысл этих вставок. Автор купил сборник статей по Ясунари Кавабате, книжку про проституток, пересказ пьес Дзеами и "Кровь и смерть в японской философии". Его мучает раскаяние, потому что это совсем не обязательная литература, а надо ему, вообще-то, читать совсем другое. Поэтому он старательно делает вид, что это тоже относится к его теме. И если вы думаете, что все эти книжки невозможно использовать, когда пишешь про культ бодхисаттвы Джизо - вы очень ошибаетесь. Возможно. "А сейчас мы сделаем небольшое отступление от темы и я расскажу вам про творчество Дзэами и Кавабаты..."

11:40 

Искреннее пожелание добра

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
На днях констатировал забавную вещь.
Вот есть у нас в исследовательской чувак, который в данный момент очень старается пробиться в Бостонский университет. За него болеют все. Его постоянно подбадривают и советуют не бросать это дело. Он получает воодушевляющие комментарии на фейсбуке - "Давай, вперед! Ты сможешь! Непременно сможешь!"
А знаете, в чем истинная причина такой бурной поддержки? Его ненавидит большая часть исследовательской. Он достал всех своими язвительными комментариями, своими рассказами о гениальности своего исследования и глубине своих знаний, своей манерой приходить в главный кабинет и громко обсуждать свое величие и ничтожность всех остальных, так, что работать там практически невозможно. И единственный способ от него избавиться - если он уедет в Бостон. Поэтому все молча соглашаются с тем, что у него самое лучшее исследование, великолепные статьи и что все девки его хотят и надеются на то, что он как-то проскочит отбор и покинет нас.
Я долго думал, что это только я такой недобрый. Ан нет.

16:38 

Донтосай

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Один из моих любимых праздников в Японии - Донтосай. Это местный праздник, культурное наследие Сендая и Мияги, хотя его аналоги есть и в других префектурах. 14 января, после того, как народ две недели ел, пил и веселился, наступает пора возвращаться к нормальной жизни, и народ сжигает все новогодние украшения и старые обереги. Тело тоже надо очистить от всякой гадости, что в нем накопилась за прошедший год (а также за время празднования нового года), а также нужно как следует помолиться за успех в новом году, поэтому народ устраивает "хадака-маири" - "голое паломничество". Мужчины идут в синтоистский храм в одних трусах и повязках на живот, женщины - в легких белых одеждах.
Вот таких:

dontosai6

читать про хадака-маири, смотреть на Вомпэра

10:57 

Казуко-сан

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Казуко-сан уже за восемьдесят. Маленькая, сухонькая, но очень активная старушка. Мы с ней познакомились в Сисиоти Каннон-до, а сегодня случайно встретились на Джизо-ко в другом храме. Разговорились.
-Джизо-ко и любые другие ко - это все для общения. Люди встречаются здесь, разговаривают, налаживают контакты, - говорит она, - для этого все и делается.
-А поклонение буддам и боддхисаттвам? - спрашиваю я.
-Так это же тоже общение, - уверенно отвечает Казуко-сан, - я когда была маленькой, часто играла с Джизо, теми, что вдоль дороги стоят. Рассказывала им всякое. Есть такие вещи, которые ни родителям, ни братьям-сестрам не расскажешь. А Джизо - он выслушает. Каннон-сама - это для невесток собеседник. Можно рассказать про свою свекровь гадостей - и дальше это никуда не пойдет. Каннон-сама понимает же, что человеку надо выговориться.
Разговор переходит на Сисиоти Каннон-до, Кадзуко-сан рассказывает, как она под руководством настоятельницы шила себе кэса - кусок ткани, который носят буддистские монахи, как настоятельница ругала ее за неправильные стежки и заставляла переделывать, и вдруг достает то самое кэса из сумки.
-Ничего себе, вы его всегда с собой носите! - удивляюсь я.
-Конечно. Вдруг упаду где-нибудь, удар хватит - сразу смогу надеть и умереть как подобает, - Казуко-сан молчит какое-то время, а потом добавляет: - Знаешь, я готова умереть. Очень жду, когда кто-нибудь за мной придет (она говорит об о-мукаэ - японцы верят, что за умирающим приходят его предки). Но что-то все никак не приходят. Поэтому я и хожу по храмам.
И после этого неожиданного признания резко меняет тему и заводит разговор о своем походе в Эйандзи - очень далекий горный храм.

08:05 

You think you know the story...

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
По мотивам разговоров о Святом Каноне мне сначала приснился дивный сон, а потом начало глючить уже наяву прекрасными и незамутненными глюками.
Итак, "Путешествие на Запад". Представьте себе, что с Танским монахом все-таки что-то по пути случилось. Но он же, в конце концов, не зря столько старался - с такими данными он просто обязан переродиться человеком, а уж У-Кун с его сверхъестественным зрением это воплощение непременно узнает. Поэтому ученики Танского монаха решают найти его новое воплощение и продолжить путешествие с ним. И находят через долгие пятнадцать лет. Девочку-кочевницу. Создание абсолютно незамутненное какой-либо философией, зато плюс много к выживаемости. Лук за спиной, кинжал на поясе, родилась и выросла в седле. Теперь У-Куну придется стать наставником и прочувствовать на своей шкуре, какая нелегкая это работа - контролировать обладателя альтернативной морали, к тому же очень активного и деятельного.
К сожалению, времени на воплощение вот этих конкретных глюков у меня на данный момент нет, но неплохо бы запомнить и когда-нибудь воплотить. А уж в виде комикса как было бы, мммм...

08:50 

Итоги

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Все пишут итоги года, ну и я напишу, что ли.
Этот год у меня прошел под знаком "заткнись и делай". Очень много важных для всей нашей последующей жизни моментов решалось, причем в таком темпе, что не оставалось даже времени просто сесть и осмыслить произошедшее. С каждым новым прорывом добавлялось чуть больше стабильности, но всегда на какой-то короткий срок. Я уже даже не знаю, возможна ли для нас хоть какая-то долгосрочная стабильность. Но сейчас я чувствую себя в целом увереннее, чем год назад. Посмотрим, насколько меня хватит. По пунктам:
1. Я защитился и получил диплом университета Тохоку. Все, это у меня уже есть. Я теперь не хрен с горы, а выпускник одного из лучших университетов Японии. Почему я все это тут пишу, наверное, все, кто меня хорошо знают, прекрасно догадываются, да? Правильно, я до сих пор в это сам не верю.
2. Я сдал экзамены и поступил в докторантуру. Теперь дайте мне, уважаемые боги и будды, силы ее закончить. Ну пожалуйста. Я буду очень хорошим, честно-честно.
3. Я провел масштабные исследования в районе Изуми города Сендая, бывшем городе Изуми. Обошел все 15 храмов и один недохрам? перехрам? в общем, 15 храмов и сендайскую Каннон. Круто, теперь что-то надо сделать с результатами.
4. У меня была первая в жизни конференция, вполне успешная.
5. У меня появилась работа в японской компании. И мне там нравится.
6. Мы съездили в Латвию, повидались с родными и близкими. Было тяжело, но весело.
7. Зява пошла в садик и родители стали чуть свободнее. В садике ей нравится, у нее там много друзей. Мы еще раз поняли, какая у нас замечательная дочь.
8. Я окончательно разучился отдыхать. Это меня печалит, потому что отдыхать надо, но у меня не получается. Если я дома и мне нечего делать, я нервничаю.
9. Я теперь участвую в вырезании Джизов и в Каннон-ко. Даже не для исследований, просто это очень хорошо и хоть немного расслабляет.
10. Я видел светлячков, тануку и еще раз обезьян. Да, это важно. Возможно, это вообще самое важное из списка.
Посмотрим, каким будет следующий год. Надеюсь, что не хуже, но хотелось бы поспокойнее.

@темы: моя любимая женщина

09:31 

О вканонных гермионах

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Интернет колбасит по поводу чернокожей Гермионы, ну и я выскажусь. Не только по этому поводу, потому что, честно говоря, сам инфо-повод считаю высосанным из пальца. Но вообще тема соответствия внешности персонажей книг в экранизациях весьма и весьма интересна.
читать дальше

03:23 

Кагуя-химе

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Наконец-то добрались до последнего творения Такахаты - экранизации "Такетори моногатари". Вещь выдающаяся и очень такахатовская. Однозначно советую посмотреть всем, потому что красиво и классика, но предупреждаю - в качестве легкого и ненапряжного зрелища не покатит. Штука очень глубокая и многоплановая. Это и вполне близкая к тексту версия классической легенды, и история о том, как родители из лучших побуждений убивают своих детей, и социалистическое эссе на тему богатства и безделья, которые делают людей несчастными, и много чего еще.
Я окончательно понял при просмотре, что для меня есть одно очень серьезное отличие между Миядзаки и Такахатой. У Миядзаки почти нет злодеев - даже те, кто сейчас по каким-то причинам творит зло, способен стать хорошим. У Такахаты тоже нет злодеев в привычном понимании этого слова - у него есть люди, которые творят зло. От страха, не подумав, из благих побуждений. Просто отец хочет, чтобы у его дочери была счастливая жизнь - и отбирает все, что ей дорого. Просто девочка решила поиграть в знатную даму - и погиб человек. Меня до глубины души трогает вера Миядзаки, но такахатовское видение людей мне ближе. При этом "Кагуя-химе" - это очень жизнеутверждающая вещь. Печальная, пронзительная - и жизнеутверждающая.
Ну и саундтрек, конечно. Он просто божественен. В доказательство:


10:09 

Коронованная Зява

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
В садике была Кристмас-пати, объединенная с отмечанием день рождений тех, кто родился в декабре, то есть, и Козявы. Козяве выдали корону с Анпанманом, которую она не снимает уже второй день. Прынцесса!

26.12.2015 в 09:14
Пишет tanuka:

И опять Зявка
В таком виде мы сегодня приехали в детский сад :)

IMG_1301

URL записи

@темы: моя любимая женщина

10:25 

Немного о моей научной карьере

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Остаток года проведу за исправлением своей статьи. Еще месяц назад получение ее назад с комментариями в стиле "Все нахрен переделать, это кошмар какой-то!" меня бы, наверное, повергло в экзистенциальный ужас, а сейчас ничего так, норм.
Потому что за последний месяц я очень четко осознал, что занимаюсь всем этим, можно сказать, для собственного удовольствия. Плюс получаю за это деньги. Получится защитить докторскую - замечательно, великолепно, плюсик к карме. Не получится - я остаюсь все с тем же самым. Со своими успешно осуществленными проектами вообще в другой сфере, с кучей материала на книгу, которую я в любом случае буду писать, со знаниями, с буддизмом на всю голову, с дипломом университета Тохоку, но без докторской степени. Зачем она мне нужна? Потому что у меня есть мечта стать ученым. Все. Теоретически можно и без нее, хотя хотелось бы с нею.
Ничего. Барахтаемся дальше.

14:53 

Японская история

Я белый и пушистый. Я не кролик - я песец.
Уже довольно давно мы с Танукой планируем написать что-то покрупнее рассказа. Настолько давно, что уже даже стыдно вспоминать. Все как-то не было времени, сил, и, чего уж там скрывать, мотивации. Но на днях мы получили настолько прекрасное, душевное письмо от читателя наших рассказов плюс еще очередной раз кучу замечательнейших комментов, что наша решимость продолжить писать резко повысилась. А потом нам пришла в голову абсолютно безумная идея. И нас от нее прет. Проблема в том, что это очень долгострой, потому что мы оба занятые, пишем редко, и велик шанс, что мы это просто забросим, чего бы нам очень не хотелось. Поэтому у меня такой вопрос, дорогие друзья:
Заинтересованы ли вы читать понемногу длинную историю в японском антураже (никаких гейш и самураев, только сёва и тайсё, только хардкор, много буддизма), с участием некоторых уже знакомых вам лиц?
Скорее всего, мы будем закрывать посты под список, но добавлять в него будем всех желающих. Те, кто хотят, отписывайтесь здесь или пишите в личку.

Записки не-совсем-сумасшедшего

главная